.дрожит.
Волк бежит,
Заяц дрожит.
Затем ответы были более сложные:
. солнце
. оконце.
Глядит весеннее солнце
В мое любимое оконце.
«Минутки поэзии» помогают разнообразить урок, создают интерес к учебе, готовят детей к написанию стихов, которые они потом смогут использовать в качестве эпиграфа к сочинению.
Пересказ - это наиболее гибкий практический прием обучения младших школьников связной речи. В 1 классе дети учились воспроизводить содержание прочитанного из дополнительной книги по чтению («Уроки чтения» Узорова О.В.) . Высказывали свое отношение к прочитанному. Формировалось умение отличать связный текст от набора предложений.
В конце III четверти провели специальную работу, которая давала возможность судить об уровне обученности детей. Детям предложили два задания: 1) из предложенных отрывков выбрать текст, обосновать свой выбор; 2) озаглавить предложенный текст.
Для первого задания предлагались два отрывка:
1. Юра долго болел. Олег помогал больному товарищу. Наконец Юра выздоровел и пришел в школу. Благодаря Олегу он не отстал от товарищей.
2. Лесник живет на лесной поляне. Там растет молодой лесок. У нас на окнах стоят цветы. Они и зимой цветут.
Задание безошибочно выполнили 90% учащихся (только двое допустили ошибки, отнеся к тексту второй отрывок). Они уловили смысловую связь между парами предложений: первым и вторым, третьим и четвертым.
Второе задание (озаглавить текст) правильно выполнили 22 ученика, не смогли правильно подобрать заголовок 4 ученика.
При проверке усвоения учащимися материала по развитию речи в период обучения грамоте предложили такие задания:
1. Составить и записать предложения.
ямки, и, я, моя, мама, выкопали
вишни, мы посадили.
2. 3аписать ответы на вопросы.
Кто жует сено? (наша, сено, жует, Зорька)
Кто грызет орехи? (пушистая, орехи, белка, грызет).
Анализ работ показал, что все учащиеся справились с этими заданиями.
Таким образом, на протяжении 1 класса проходила подготовительная работа к письменным сочинениям. Эта работа над предложением, текстом, составление устных рассказов по серии картинок, рисование словесной картинки по прочитанному. Такая работа дала положительный результат, продолжалась и усложнялась во 2 классе.
Причем в первом случае учитель организует подготовку, иногда длительную, учит наблюдать, накапливать материал, факты, обдумывать, сопоставлять их, обобщать, делать выводы. Так протекает работа над сочинениями о походах, прогулках, описание виденного и пережитого.
Во втором случае учащимся предлагается тема, намечается план подготовки к ее раскрытию, накапливается материал, отбирается наиболее важное, систематизируется, и затем дети пишут текст. Работа над некоторыми темами объединяет оба способа. Таким образом, первое условие хорошего сочинения - это правильная работа над темой, ее понимание и раскрытие.
Чрезвычайно велика роль картины в развитии речи учащихся. Картина воздействует на чувства ребенка, открывает перед ним те стороны жизни, с которыми он мог бы и не столкнуться в своем непосредственном опыте. Картина помогает глубже осознать те явления, которые уже знакомы школьнику. Она облегчает ему познание жизни.
В школах используются учебные картины. Они доступны учащимся, удобны для использования на уроке, но не всегда достаточно выразительны. Поэтому для развития речи следует использовать художественные картины (репродукции). Картины развивают наблюдательность, воображение учащихся, учат понимать искусство живописи.
Картосхема при обучении географии
Одним из методических приемов, способствующих усвоению карты, является вычерчивание карт на классной доске. По ходу изложения учитель создает на классной доске картосхему, соответствующую по содержанию излагаемого материала. В картосхемах вводится только самые важные данные, что нужно запомнить. Ос ...
Образование - способ вхождения в мир науки
Латинский термин «культура» означает взращивание, совершенствование чего-либо. Соответственно, и применительно к человеку это взращивание, совершенствование, формирование его образа. Принимая во внимание данную трактовку, культура выступает предпосылкой и результатом образования человека. В процесс ...
Проект Локка о рабочих школах
Выше мы уже отмечали отрицательное отношение Локка к школам. Он считал необходимым изолировать будущего джентльмена от влияния «грубой массы», от детей простолюдинов, которые, по его мнению, способны только на то, чтобы «с ловкостью и проворством обкрадывать фруктовые сады». Это нескрываемое презре ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.