Идеологи анимационного движения за рубежом рассматривают анимацию, опираясь на то ее изначальное значение, которое встречается еще у Аристотеля. Анимация – «оживление», «одушевление», «одухотворение». Именно в пространстве этих понятий заключена сущность анимации. Зарубежные и российские исследователи идут здесь в одном направлении, рассматривают это явление не с позиций проявленной реальности, а с позиции имеющегося в анимации потенциала (который задан значением самого термина). Именно углубленное отношение к анимационной деятельности как к деятельности, «вдыхающей жизнь», «оживляющей общественные отношения», «одухотворяющей» или «одушевляющей», «направляющей к духовному», – содержит в себе наиболее высокий социальный потенциал, так как регулирует наиболее значимые и фундаментальные отношения человека с миром и с самим собой.
Простейший поисковый запрос в Интернете покажет, что сегодня термин «анимация» можно встретить во многих областях человеческой деятельности. Наиболее распространенным является его использование в области информатики и программирования. Здесь до сих пор, как подчеркивает Е.А. Попов («Анимация как вид искусства XX века: к проблеме дефиниции понятия и классификации типов»), отождествляются понятия анимации и мультипликации. По его словам, особенно ярким противником данного отождествления являлся мэтр отечественной анимации Ф. С. Хитрук, создатель фильмов «Винни Пух», «Фильм, фильм, фильм». Он полагал, что именно момент одушевления является ключевым, сутью анимационного искусства, что нужно не просто расшевелить рисунок, а вдохнуть душу, сотворить личность.
В настоящее время данный термин трактуется разными учеными неоднозначно. Так, Л.В. Курило («Теория и практика анимации») дает следующее понятие анимации: «анимация – это стимулирование полноценной рекреационной, социально-культурной досуговой и другой деятельности человека путем воздействия на его жизненные силы, воодушевление и одухотворение».
Т.Н. Третьякова («Анимационная деятельность в социально-культурном сервисе и туризме») определяет анимацию как разработку и предоставление специальных программ проведения свободного времени, организацию развлечений и спортивного проведения досуга. Аналогичное определение дают авторы учебного пособия «Анимационный менеджмент в туризме».
Т.И. Гальперина («Режиссура культурно-досуговых программ в работе менеджера туристской анимации») и ряд других ученых отмечают, что анимация – особая составляющая системы культурно-досуговой деятельности.
Б.В. Куприянов («Вожатые или аниматоры? Кого выбираем…») сопоставляет с некоторыми оговорками сочетание «социально-культурная деятельность» с понятием «анимация». Он пишет: «Так, в версии С. В. Лаврецовой, социально-культурная деятельность обеспечивает в наибольшей степени реализацию воспитательных возможностей сообщества (семьи, например) за счет организации любительских занятий в свободное время, повышения культуры межличностных отношений между участниками сообщества, вписывание этого сообщества как активного субъекта в более широкую общность (семья в микрорайоне), конструирование особых обстоятельств совместного бытия (праздников). В такой социально-культурной деятельности просматриваются практически все грани анимации».
В данной статье будем придерживаться мнения, что анимация – это часть социально-культурной и культурно-досуговой деятельности, нацеленной на развитие и сознательное вовлечение личности в систему социально-культурных отношений.
Актуальное идеологическое пространство современного специалиста, по мнению Воловик А.Ф. и Воловик В.А. («Педагогика досуга»), должно включать в себя наиболее продуктивные идеи лидеров анимационного движения мирового значения. В эту систему установок могут входить следующие идеи:
ключевое значение анимации сосредоточено в самом термине, который означает «одушевление», «одухотворение», «вдыхание жизни», «обращение к духовному»;
анимация осуществляется через раскрытие подавленного, отчужденного и скрытого потенциала в человеке, социальныхгруппах и сообществах;
анимация способствует повышению сознательности человека;
Физический эксперимент. Электризация тел
Оборудование: 1)маятник электрический на изолирующем штативе, 2)палочка из органического стекла, 3)палочка из эбонита, 4)кусок меха. Опыта показывает факт электризации тел. Палочку из органического стекла натирают куском меха, а затем осторожно подносят к висящей на шелковой нити станиолевой гильзе ...
Применение технологии сотрудничества в школе
Начать применять технологию сотрудничества в школе необходимо с планировки помещения. Необходимо это по следующей причине – традиционная трехрядная планировка парт в классах, когда дети целый день вынуждены видеть лишь затылки друг друга, но зато в течение всего урока лицезреть учителя, когда лучши ...
Дизартрия как один из видов речевых
нарушений
Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевой мускулатуры. Дизартрия является следствием органического поражения центральной нервной системы, при котором расстраивается двигательный механизм речи. При дизартрии нарушено не программирование ре ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.