анимация делает человека субъектом социального действия;
анимация осуществляется в процессе социального взаимодействия, в том числе на уровне «бытия-с-другим»;
основной процесс в анимации – это не обучение, а диалогическое общение;
анимация направлена на содействие формированию у человека ценностных ориентаций и мировоззренческих установок;
анимация осуществляется через развитие эмоциональной сферы человека;
анимационное образовательное пространство организуется на парадоксальной основе;
позиции «ученика» и «учителя» в анимации стремятся к выходу за пределы своих границ (к трансцендированию);
анимация использует создание особых образовательных ситуаций на базе жизненного опыта участников;
анимация направлена на социальную интеграцию различных социальных групп и слоев населения;
интеграционные процессы реализуются в микросоциальной среде в виде установления добрососедских отношений между отдельными индивидами и социальными группами по месту жительства;
анимация – это общественно полезная деятельность свободных и мыслящих людей.
Выдвинутые идеи не подменяют многообразия подходов и форм анимации, однако позволяют выявить те установки, творческое усвоение которых придаст аниматору качества социально-культурного лидера XXI века, когда особую роль будут играть высокие социальные технологии.
Эти положения позволяют формировать актуальный идеологический контекст анимации. Таким образом, современная идеология анимации заключается в организации самодеятельности населения, которая позволяет через формы глубинного (бытийного) взаимодействия человека с окружающим миром и реализацию скрытых потенциалов способствовать его успешной интеграции в обществе, содействовать интеграции социальных групп на основе уважения, любви и взаимопомощи. Анимация здесь представляет собой инструмент социально-психологической гармонизации общества, социальных групп и отдельных индивидов.
В современной психолого-педагогической науке применение понятия «анимация» связано по большей части со вторым аспектом, т.е. используется в основном для характеристики отношений.
В этом плане типична мысль французской исследовательницы проблематики анимации Анн-Мари Гурдон о том, что при упоминании слова анимация речь идет не об оживлении тела и неживой материи, а об оживлении отношений между индивидуумами и социальными группами. Схожую мысль выражает и М. Симоно, определяя анимацию как область общественной жизни, участники которой ставят перед собой целью определенное изменение поведения в межличностных и коллективных отношениях путем прямых воздействий на индивидов. Это воздействие осуществляется главным образом посредством разнообразных видов деятельности.
Шульга И.И. («Педагогическая анимация – новая профессия организатора досуга») выделяет функции анимации:
- приспособления и включения, ее цель – обеспечить социализацию личности и подготовить ее к многочисленным изменениям, которые несет индустриальное общество, как в экономическом, так и в культурном плане;
- рекреационная, которая связана с возможностью культурного развития личности в практической деятельности в свободное время;
- воспитательная;
- критическая: выступает катализатором поисков новых отношений между индивидами и группами, а также нового, более качественного образа жизни;
- культурная: в которой педагогическая анимация предстает как посредническая структура между культурным творчеством, распространением культуры и детской аудиторией.
Тарасов Л.В. («Социокультурная анимация в XXI веке: концепция развития социально-поддерживающих гражданских инициатив в России») определяет характерные черты анимации: «осуществляется в свободное время; отличается свободой выбора, добровольностью, активностью, инициативой как одного человека, так и различных социальных групп; обусловлена национальными, религиозными, региональными особенностями и традициями; характеризуется многообразием видов на базе различных интересов взрослых, молодежи и детей; отличается глубокой личностностью; носит гуманистический, культурологический, развивающий, оздоровительный и воспитательный характер».
Теоретический анализ и обобщение данных научно-методической
литературы
Данный метод применялся с целью выявления основных подходов к решению исследуемой научной проблемы. По разрабатываемой теме изучались источники отечественных авторов: учебно-методические пособия, периодическая литература и другие материалы. Анализ научно-методической литературы осуществлялся как на ...
Педагогические идеи античных философов: Аристотель, Демокрит,
Платон, Сократ
Древнегреческая цивилизация дала миру немало превосходных философов, в концепции которых вплетены бесценные мысли о воспитании. Аристотель (384-322 гг. до н. э.) поднимал наставника на самую высокую ступень в обществе: Он создал в Афинах учебное заведение Ликей, которым руководил в течение двенадца ...
Задачи и функции педагогики
Педагогическая наука занимается решением следующих задач: 1. Изучение сущности и закономерностей развития и формирования личности. 2. Определение целей образования и воспитания. 3.Разработка педагогических технологий реализаций целей (содержания, форм, методов, средств обучения и воспитания) 4.Внед ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.