Педагогика и образование » Реформирование высшей школы Англии

Реформирование высшей школы Англии

Бурные изменения во всех сферах жизни общества, начавшие происходить в развитых странах во второй половине 20 века, ознаменовали их вступление в новую эпоху – постиндустриальную. Ведущими теоретиками постиндустриального подхода она характеризуется прежде всего количественным и качественным преобладанием сферы услуг над промышленным и сельскохозяйственным производством, новой производительной ролью научного знания. Экономика постиндустриального общества – это экономика услуг, основанная на знании. Изменения в экономике влекут за собой изменения в социальной сфере.

Человеческий капитал является важнейшим фактором экономического преуспевания и развития отдельной страны в условиях международной конкуренции. “Когда капитал, производственные процессы и сервисная база могут перемещаться в рамках всей планеты, единственным стабильным источником соревновательного преимущества (кроме природных ресурсов) остаются люди нации” . Следовательно, роль образования, как основного социального института, нацеленного на формирование человека – профессионала и гражданина, – отвечающего потребностям общества, становится всё более значительной. Вопросы развития системы образования выходят на передний план в государственной политике развитых стран. Им уделяется большое внимание со стороны общества. Образовательные реформы проходят сейчас во многих странах, включая и Россию.

Определяющей и важнейшей фазой образования для экономического роста в развитых странах является высшее образование. Поэтому представляется, что именно состояние высшей школы в той или иной стране будет определять её место в мире по экономическим и социальным показателям. В этой связи рассмотрение тех реформ и изменений, которые протекают в высшей школе, представляется важным и актуальным.

“Движение в сторону постиндустриализма будет происходить в разных местах и различными темпами, но по крайней мере 90% населения уже сегодня живёт в странах, развивающихся в этом направлении” , – слова Г. Кана как нельзя лучше дают понять, что постиндустриальное общество – качественно новая ступень развития не только Запада, но и всего человечества. Вместе с тем, отмечается наличие стран-лидеров, прошедших уже некоторые этапы, к которым остальные страны только подходят. Изучение опыта этих лидеров может дать ответ на вопрос о том, с какими проблемами они сталкиваются при реформировании высшей школы. Но ключевое значение следует придавать проблеме поиска ориентира в развитии высшей школы, который предшествует проведению самих реформ.

Опыт Англии в этом отношении особенно интересен, поскольку:

она раньше многих других стран Запада включилась в процесс модернизации образования;

британская высшая школа считается одной из самых успешных в мире;

в этой стране наблюдается высокая культура решения многих вопросов, из-за чего содержание и общая направленность реформ предстают в ясной и отчётливой форме.

Изучение английского опыта даст нам возможность выяснить на конкретном примере вопрос о том, какая высшая школа нужна постиндустриальному обществу, и увидеть то, как можно двигаться в этом направлении.

Впервые проблема несоответствия между существовавшей высшей школой и потребностями английского общества при его вступлении в постиндустриальную фазу развития проявилась после второй мировой войны. К концу 50-х гг. в стране создалась критическая ситуация, вызванная нехваткой высококвалифицированных специалистов. В 1961 г. доля лиц с высшим образованием составляла всего 5% от общей численности активного населения. Среди высших чиновников крупных предприятий 87% не имели высшего образования. В этот период в стране действовали 23 университета с общей численностью студентов 102 тыс. человек .

В начале 1960-х годов создаётся Комитет Роббинса “для рассмотрения состояния высшей школы в стране в свете национальных потребностей и ресурсов”. Результатом почти трёхлетнего исследования явился доклад, в котором помимо подробного обзора и анализа состояния высшей школы содержались 178 рекомендаций. Они предусматривали её существенную экспансию, за счёт которой в 60 – 70-е годы и была решена проблема нехватки специалистов. В основе этой экспансии лежал так называемый принцип Роббинса (“Все молодые люди, имеющие по способностям и знаниям право получать полноценное очное высшее образование должны иметь возможность делать это” ). Соблюдая его, английское правительство взяло на себя обязательство обеспечить таким образованием всех способных к этому. Будучи в общем адекватным ответом на начальный этап развёртывания постиндустриального общества этот принцип содержал одну проблему. Поддержка небольшого количества студентов и преподавателей не была существенным бременем для государственного бюджета, когда же их число сильно возросло (с 102 тыс. в 1960/1961 г. до 1,6 млн. в 1995/96 г.), то финансирование их на прежнем уровне стало невозможным. С 1976 года количество средств, выделявшихся из бюджета на одного студента, неуклонно падало; к сер. 90-х гг. это сокращение в реальном объёме составило 40%. Учитывая, что государство было основным источником финансирования, с этого времени начинает ощущаться дефицит средств в британской высшей школе. Проявился конфликт социальных обязательств и возможностей бюджета, изначально заложенный принципом Роббинса. Усугублённый жёсткой политикой экономии правительства М. Тэтчер, конфликт превратился в проблему, которая не была решена и в первой половине 1990-х годов. Стало очевидно, что невозможно содержать массовое высшее образование только за счёт налогоплательщиков, и необходимо найти новый, более эффективный, механизм её поддержки. Кроме того, столь значительное увеличение численности студентов вызвал в обществе вполне обоснованные сомнения в его качестве. Так что стало необходимо обеспечить и высокий уровень качества и утвердить уверенность в обществе относительно этого вопроса.

Следует также сказать о роли внешних факторов. Структурная безработица, поразившая в середине 90-х годов Великобританию, как и другие страны Европы, явилась прямым следствием перехода к постиндустриальной фазе развития. Сокращение или закрытие старых производств и возникновение новых, более прибыльных и перспективных, поставило перед правительством достаточно сложную социальную проблему – массовую безработицу. За годы правления консерваторов Британия стала страной больших социальных контрастов. Доходы наиболее преуспевающих 10% населения увеличились на 65%, наименее обеспеченных – упали на 13%. Это не могло остаться незамеченным партией лейбористов, всегда верной идеалам социальной справедливости. Решение данной проблемы предлагалось осуществить в духе “нового лейборизма” не перераспределением ресурсов в обществе, а предоставлением каждому гражданину равных возможностей для реализации их потенциала. Краеугольным камнем этого плана должна была стать реформа высшего образования, поскольку именно оно, по мнению лейбористов, является “самым лучшим и надёжным путём из бедности ”.

В целом к середине 1990-х гг. в Англии чётко проявилась необходимость провести масштабное исследование высшей школы, наподобие предпринятого Комитетом Роббинса. Нужно было определить, в каком направлении высшая школа должна развиваться, чтобы соответствовать изменяющимся потребностям общества. Возникает потребность в определении общей цели, ориентира развития. В 1996 г. для изучения этого вопроса был создан Комитет Диринга, который вынес своё суждение об этом в своём докладе, опубликованном в 1997 г., сразу после прихода к власти в Англии Лейбористской партии. С этого времени начинается новый мощный виток реформ в высшей школе, рассмотрение которых даст нам ответ на вопрос о том, какая высшая школа нужна постиндустриальному обществу. Также можно будет понять, насколько эти реформы эффективны и способствуют ли они достижению поставленной цели.

Изучение английского опыта может оказаться полезным и для России. Несмотря на существенные различия в организации систем высшего образования между Англией и Россией, перед ними стоят одинаковые цели – создать такую высшую школу, которая бы наилучшим образом отвечала потребностям этих стран. Конечно, методы реализации, достижения этой цели должны быть разными, нельзя копировать их друг у друга. Однако в этом исследовании мы попытаемся определить генеральное направление, общий ориентир, соотноситься с которым может каждая развитая или развивающаяся страна. Таким образом данная работа может оказаться полезной в определении общей направленности реформ, протекающих в России.

Методология

Методологической основой исследования являются принципы историзма и научной объективности. В соответствии с первым, предмет исследования рассматривается в его динамике, с учетом факторов, которые повлияли на его становление и эволюцию. Под вторым предполагается непредвзятый подход к анализу изучаемых проблем, критическое отношение к источникам, вынесение суждения на основании совокупности фактов. Говоря об общенаучных методах, применяемых в данном исследовании, следует отметить исторический и логический методы, метод индукции и дедукции, восхождения от абстрактного к конкретному и от конкретного к абстрактному, методы описания и измерения, анализа и синтеза, элементы научного диагноза и прогноза. Это позволит рассмотреть наиболее важные аспекты предмета изучения и обеспечит целостность исследования.

Заявленная тема исследования очень сложна. Она затрагивает широкий спектр направлений, в которых высшая школа меняется, чтобы достигнуть поставленной перед ней задачи – отвечать потребностям общества, также находящегося в состоянии постоянной трансформации. Решение этой задачи в Англии достигается в три этапа:

Постановочное (возможное, виртуальное) решение задачи – определение цели, желательного состояния в будущем (видения), к которому высшая школа должна стремиться.

Теоретическое решение задачи – определение мер, этапов, выделение ресурсов на достижение поставленной цели, т.е. создание стратегии движения к цели.

Практическое (фактическое, реальное) решение задачи – непосредственное осуществление мер, с помощью которых реализуется на практике видение высшей школы, осуществляется движение к нему.

Данное исследование призвано осветить все эти три этапа, раскрыть их содержание и показать историю развития высшей школы. Таким образом, необходимо использование историко-генетического и историко-сравнительного методов, которые позволят излагать события в их последовательности, раскрывать содержание и суть изменений в различные периоды времени.

Заявленную тему крайне сложно рассмотреть в рамках дипломной работы. Поэтому, чтобы уделить внимание важнейшим вопросам и не отвлекаться на второстепенные, автор выделил шесть важнейших направлений реформирования высшей школы в обозначенный период времени. Вот эти направления:

Экспансия и расширение участия. Современная высшая школа является, как правило, массовой. Однако современная экономика требует как можно больше высококвалифицированной рабочей силы на рынке труда, поэтому необходимо всё время увеличивать выпуск специалистов из вузов. В Англии уделяется значительное внимание экспансии (expansion) высшей школы. Под этим понимается увеличение доли студентов и лиц с высшим образованием в общей массе населения. Правительство лейбористов, пришедшее в Англии к власти в 1997 г., сделало экспансию одним из основных направлений развития. При этом большое внимание уделяется тому, чтобы она не повредила качеству высшего образования и исследований.

Задачей современной высшей школы является предоставление равных возможностей к обучению для всех, независимо от их социального статуса или материального положения. Хорошее образование является важным гарантом будущих успехов, создавая условия для повышения социальной мобильности. В Англии существовали в этом отношении серьёзные проблемы. Высшие классы (в соответствии с принятой в Англии системой социальной стратификации – I, II, IIIn) были представлены в высшем образовании гораздо лучше низших (IIIm, IV, V). Такое положение дел не укладывалось в представления лейбористов о социальной справедливости, и они начали проводить политику, направленную на расширение участия (widening participation). Под этим понимается увеличение доли студентов из низших социальных классов в студенческом контингенте. Кроме того, эти классы рассматривались в качестве ресурса для экспансии.

Рассмотрение этих проблем может дать понимание того, какие меры используются в политике, направленной на экспансию и расширение участия, и попытаться оценить их эффективность.

Диверсификация. В условиях, когда с течением времени усложняется структура общества, его потребности становятся более разнообразными. Так что высшая школа должна успешно реагировать на них и удовлетворять разнообразные запросы общества. Рассмотрение вопроса о диверсификации высшей школы необходимо в данном исследовании.

Рассмотрение английской политики и практики в отношении проблемы диверсификации, актуальной для всех стран без исключений, позволяет изучить опыт страны, которая успешно действует в этом направлении.

Образование и

Исследования являются двумя основными видами деятельности английской высшей школы, поэтому обойти их вниманием не представляется возможным. Рассмотрение этих вопросов позволит понять основные современные тенденции, развивающиеся в высшей школе, выявить проблемы, стоящие перед ней в этих сферах, и то, какие меры принимаются для их решения.

Квалификации и стандарты. В условиях экспансии высшего образования может произойти падение его качества. Вместе с тем, общество нуждается в том, чтобы оно было и оставалось высоким. Из-за особенностей развития британской высшей школы там отсутствовали национальные стандарты высшего образования. В рассматриваемый период предпринимаются попытки их создания. Представляется весьма интересным изучить то, как эти стандарты создаются, какие проблемы они призваны решить.

В условиях, когда происходит формирование культуры “пожизненного” обучения, крайне важно устранять все препятствия на пути к этому. В этой связи в Англии создаётся система квалификаций высшего образования.

Финансирование. Современная высшая школа нуждается в больших объёмах финансирования, без которого невозможна её деятельность. В то же время государство не может самостоятельно предоставить ей весь необходимый объём средств. Эта ситуация заставляет государство обращаться к частным источником финансирования, но делать это наиболее оптимальным образом. Изучение этого опыта может оказаться крайне полезным для других стран, которые в будущем наверняка столкнутся с такой же проблемой.

Рассматривать процесс реформирования высшей школы, не затрагивая вопроса об её финансировании, не представляется возможным.

Выбор этих направлений обусловлен тем, что именно они являются важнейшими для раскрытия сути изменений в английской высшей школе в рассматриваемый период. Каждому из них уделяется большое внимание в источниках, что также указывает на их значимость.

Определим некоторые термины:

Социальные классы или социо-экономические группы – в соответствии с принятой в Англии до 2000 г. системой социальной стратификации, основанной на социальном положении и квалификации (Social Class based on occupations), выделялись пять классов (один из них разделялся на два). Вот эти классы: I – professional (руководители высшего уровня и профессионалы с высоким уровнем образования); II – managerial (управленцы, администраторы и профессионалы среднего звена); IIIn – non manual (руководители, служащие, администраторы или профессионалы низшего звена, мелкие предприниматели с высшим образованием); IIIm – manual (квалифицированные рабочие и служащие, имеющие специальное образование); IV – semi-skilled manual (низкоквалифицированные рабочие); V – unskilled manual (неквалифицированные рабочие).

Экспансия высшей школы (expansion of higher education) – в данной работе под этим термином понимается увеличение доли студентов и лиц с высшим образованием в общей массе населения. Уровень участия – процентное отношение студентов и лиц с высшим образованием к общей массе населения от указанной возрастной группы.

Расширение участия (widening participation) – увеличение доли студентов из недопредставленных групп населения в студенческом контингенте.

Видение высшей школы – представленная в докладе Комитета Диринга и Белой Книге цель, желательное состояние высшей школы в будущем, на реализацию которого направлена вся система мер.

Система оценок исследований (Researh Assessment Exercise, RAE) – система оценок исследовательской деятельности в отделениях (департаментах) вузов, в соответствии с которой производится финансирование исследовательской деятельности. Оценка проводилась в 1986 г., 1989 г., 1992 г., 1996 г., 2001 г. Для оценки использовалась 7-балльная шкала рейтингов – 1, 2, 3a, 3b, 4, 5, 5* (в порядке возрастания).

Очная форма обучения (full-time) – традиционно понимаемая очная дневная форма обучения. Full-time students – студенты, обучающиеся на очных отделениях.

Заочная форма обучения (part-time) – в Англии под термином part-time понимается собственно заочная форма обучения и очная вечерняя. В данном исследовании термин “part-time” с целью упрощения будет переводиться как заочная форма. Соответственно, part-time students – студенты, обучающиеся на заочных отделениях.

Достепенное высшее образование (sub-degree courses) – курсы высшего образования, длительностью один или два года, не ведущие к получению степени бакалавра.

Высшее образование – образование на курсах, ведущих к получению квалификации высшего образования. В данном исследовании рассматривается образование только в вузах; колледжам дальнейшего образования внимания уделяться не будет.

Исследования - процесс изучения, эксперимента, концептуализации и проверки теории, связанный с получением научных знаний. Различают фундаментальные и прикладные исследования. Задачей фундаментальных исследований является познание законов, управляющих поведением и взаимодействием базисных структур природы, общества и мышления. Эти законы и структуры изучаются в «чистом виде», как таковые, безотносительно к их возможному использованию. Непосредственная цель прикладных наук — применение фундаментальных наук для решения не только познавательных, но и социально-практических проблем.

Обзор источников

Источники имеют ключевое значение для данного исследования. Разобраться в том, какая цель ставилась перед высшей школой, и как планировалось её осуществление можно лишь на основе содержания важнейших стратегических источников, рассмотрению которых нам бы хотелось уделить особое внимание.

Одним из основных источников по данной теме является доклад Национального комитета исследования высшего образования (иначе именуемого Комитетом Диринга по фамилии его председателя) под названием “Высшее образование в обществе, которое учится” (Higher education in the learning society) . Целью доклада, выпущенного в июле 1997 г. было рассмотрение состояния высшей школы в СК и предоставление рекомендаций о том, в каком направлении и как ей нужно развиваться в течении следующих 20 лет, чтобы отвечать потребностям британского общества.

Источник крайне велик по объёму (1700 страниц), что позволило ему включить в себя колоссальное количество информации. По своей структуре он делится на основной (его ещё называют финальным) доклад, 14 вспомогательных докладов и 5 приложений.

Объём основного доклада около 500 страниц; он состоит из 24 глав. Каждая глава посвящена определённой проблеме и в свою очередь имеет свою внутреннюю структуру – небольшие подпараграфы. Кроме того, весь текст поделён на имеющие численное обозначение абзацы наподобие стихов в Библии. Все главы можно условно разделить на шесть групп. В первых пяти главах строится фундамент будущего доклада – исследуются факторы, влияющие на современное общество и образование, делается небольшой обзор современного Комитету состояния высшего образования, даётся представление того, что потребуется от высшей школы в течение следующих двадцати лет и на основании всего этого выводятся цели и задачи, которым она должна отвечать. Следует добавить, что видение (vision) Комитетом будущего высшего образования является центральным моментом всего доклада, так как все последующие главы и рекомендации, которые в них делаются, стремятся к тому, чтобы это видение превратилось в реальность. В этих начальных или вводных главах рекомендации отсутствуют.

Далее идёт рассмотрение спроса на высшее образование в обществе, его экспансию и, как основной источник этой экспансии, расширение участия недопредставленных групп. За этим следует группа глав, в которых описываются и анализируются с точки зрения эффективности основные функции вузов, такие как содержание программ обучения, стандарты и присуждаемые степени, исследования, местная и региональная роль вузов. В следующих главах рассматривается развитие персонала, особенно в отношении преподавательской деятельности, растущая роль информационных технологий, образ организации и управления институтов и их дифференциация. Далее следует блок глав, в которых исследуются финансовые нужды вузов, источники финансирования, происходит поиск наиболее эффективных механизмов направления средств вузам и поддержки студентов. Заканчивается доклад главами об отношениях между правительством и высшей школой, условиях в Шотландии, Уэльсе и Северной Ирландии и расстановкой приоритетов для немедленной реакции правительства. В этих 19 главах содержатся рекомендации, направленные на реализацию представленного Комитетом видения высшей школы.

В силу некоторой нехватки времени и тем широким кругом вопросов, которые было необходимо рассмотреть, глубина исследования и анализа, и, следовательно, детализация рекомендаций в докладе неодинакова по разным аспектам реформ высшей школы. Заметно большее внимание уделено вопросам финансирования и студенческой поддержки. Сам Комитет выделял эти вопросы, как приоритетные и просил правительство в первую очередь заняться их рассмотрением. В целом, можно заметить, что наиболее обстоятельное исследование было предпринято в тех направлениях, где существовали проблемы, требовавшие скорейшего разрешения. Там же можно отметить самые детализированные рекомендации. Подобная стратегия как бы заранее предопределяла то, что правительство и Парламент займутся в первую очередь проблемами, выделенными Комитетом в качестве приоритетных, вследствие их большей детализации и отсутствия необходимости в дополнительной проработке.

Основной доклад Комитета Диринга содержит 93 рекомендации различным органам и институтам, упоминание о которых в докладе и сама его частота может сообщить нам о той роли, какую они играют в современной системе высшего образования в Англии. Сами рекомендации можно типологизировать по нескольким признакам. Первый – срок исполнения рекомендованных действий. В этом случае они делятся на три группы: краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. Первых двух в докладе подавляющее большинство и они носят более выраженный и детальный характер. Выполнение долгосрочных рекомендаций зависит от предварительного изменения системы образования в соответствии с краткосрочными и среднесрочными. Второй – организации, которым рекомендации адресованы. Лидируют в этом списке правительство – ему Комитет адресовал 49 рекомендаций (53% от общего их количества), вузы и их управляющие органы – 28 (30%), финансирующие органы высшего образования – 21 (23%) и представительные органы высшего образования – 10 (9,3%). Все остальные организации получили 5 и менее рекомендаций. Видно, что ведущую роль при реформировании системы высшего образования Комитет оставлял за правительством, при этом понимая, что необходимы значительные инициативы и активность “снизу”.

Доклады носят поддерживающий характер и являются по сути отдельными, независимыми исследованиями, на которые опираются авторы основного доклада. Их отличительная особенность состоит в том, что в них содержится значительный и важный для понимания проблем фактический материал, который анализируется с разной степенью тщательности образом, но в любом случае довольно качественно, что позволяет сделать в докладах выводы, которые затем (в основном докладе) пересматриваются относительно более широкой проблемы.

В целом этот источник чрезвычайно важен для данного исследования. В нём определяется общее направление, ориентир реформ и делаются рекомендации по его достижению. Доклад Комитета Диринга явился мощным импульсом и основой для проведения реформ, именно поэтому с его рассмотрения целесообразно начинать проведение исследования в рамках заданной темы.

Важным типом источников являются материалы Лейбористской Партии Великобритании (ЛПВ). К ним относятся предвыборные манифесты 1997 г. и 2001 г. , которые могут дать представление о том, какое место образование вообще и высшая школа в частности занимали в их идеологии и предвыборной агитации. Также они помогают определить, в какой стадии разработки находилась их политика в отношении высшей школы. В общем, хотя и с некоторой натяжкой, к материалам ЛПВ можно отнести Декларацию “Третий путь/Новый центр” . Это совместное заявление Т.Блэра и Г.Шрёдера, выпущенное в июне 1999 г. с целью создания идеологической платформы для социал-демократов в Европе. В ней в концентрированном виде изложены сформировавшиеся ранее идеологические установки “новых лейбористов”: раскрывается смысл их ценностей, формулируются вызовы, которые стоят перед современными обществами, определяются методы реализации ценностей и ответа на эти вызовы. В этом исследовании автор не ставит для себя задачу анализировать Декларацию или идеологию “новых лейбористов”, а лишь выделит из неё те аспекты, которые в наибольшей степени повлияли на формирование их политики в отношении высшей школы.

К документам исполнительной ветви власти относятся следующие первостепенные для понимания данной темы источники: ответ правительства на доклад Комитета Диринга и Белая Книга о высшей школе. Ответ правительства на Доклад Комитета Диринга под названием “Высшее образование для двадцать первого века” был опубликован 25 февраля 1998 года. Он даёт нам возможность проявить позицию правительства (и других заинтересованных сторон, ответы которых были опубликованы ранее) по всем 93 рекомендациям, реализация которых во многом зависела от него.

Этот ответ (объёмом около 40 страниц) состоит из предисловия, введения и одиннадцати глав, которые в свою очередь делятся на секции. Главы посвящены отдельным проблемам, таким как экспансия и расширение участия, преподавание, образовательные стандарты, исследования, связи высшей школы с экономикой, использование информационных и коммуникационных технологий, развитие академического персонала, управление вузами, финансирование высшей школы и поддержка студентов, секции – их аспектам. Следует обратить внимание на структуру Ответа – по сути, это реакция на каждую из 93 рекомендаций, сделанных Комитетом, но не в порядке, им предложенном, а исходящем из методики деления на главы. Такое его дробное построение делает иногда сложным восприятие цельной позиции правительства, что в отдельных случаях требует привлечения дополнительных источников. Кроме того, нельзя не отметить некоторые противоречия, содержащиеся в документе, которые вызваны стремлением завуалировать, представить в выгодном свете некоторые заведомо непопулярные меры. Это касается, прежде всего, вопросов финансирования высшей школы и поддержки студентов.

Тем не менее, ответ правительства имеет весьма важное значение, поскольку это единственный документ (с 1998 г. по 2003 г.), который позволяет выявить в целом общий ориентир реформ высшей школы, понять в каком направлении и как планировало действовать правительство, каким рекомендациям Комитета Диринга оно собиралось следовать, а какие отвергло.

Comprehensive Spending Review – документ, выпущенный в июле 1998 года Государственным Казначейством. Он устанавливает планы по финансированию каждого министерства (департамента) на последующие три года и новый, стратегический подход правительства к расходованию бюджетных (общественных) средств. В каждой сфере он отражает соглашения между министерствами и Государственным Казначейством по поводу того, как эти средства будут потрачены. Использование этого источника в данном исследовании обусловлено тем, что в нём раскрываются некоторые вопросы, не отражённые в ответе правительства на доклад Комитета Диринга.

Ещё одним основным источником по данной теме, наряду с докладом Комитета Диринга, является Белая Книга под названием “Будущее высшего образования”, выпущенная Департаментом образования и профессиональной подготовки (Department for Education and Skills, DfES) 22 января 2003 г. Белая Книга – документ, издающийся правительством с целью информирования общественности о его политике в отношении конкретного вопроса. Называется он так потому, что традиционно издаётся на белой бумаге. Белая Книга обязательно представляется на рассмотрение Парламенту формально по “команде Её Величества”.

Цель создания документа – обозначить чёткую стратегию действий в отношении английской высшей школы. Это включает в себя определение и постановку ориентиров и целей развития и отвечающей им системы мер, согласованных на уровне всех министерств, с чётким определением количества средств на них выделяемых, сроков и этапов их реализации. Значительный период подготовки Белой Книги к выпуску в свет (18 месяцев, в то время как превышающий её по объёму в 17 раз доклад Комитета Диринга составлялся 14 месяцев) можно объяснить необходимостью согласования всех предложений на уровне министерств и комитетов, главным образом, в бюджетном. Являясь документом стратегическим, т. е. определяющим стратегию, основные направления действий правительства на несколько грядущих лет, он требовал особенно тщательного и скрупулёзного подхода в отношении финансовых обязательств, которые правительство готово было взять на себя.

Белая Книга состоит из семи глав, четырёх приложений, предисловия министра образования и заключения, что составляет 105 страниц текста. Предисловие министра образования Чарльза Кларка занимает полторы страницы, на протяжении которых он вкратце рассматривает достижения британской высшей школы и вызовы, которые перед ней стоят. Таким образом он определяет две области, в которых необходимы улучшения. К первой он относит проблему недостаточно широкого участия в получении высшего образования детей из бедных семей, утверждая, что необходима целенаправленная политика в этой сфере; в рамках второй он пишет сразу о нескольких процессах, которые можно определить как необходимость модернизации высшей школы. Тут же ставится вопрос о необходимости большего участия студентов в оплате их образования.

Заключение (Executive summary) представляет собой краткое (на шести страницах) изложение основных положений и предложений, содержащихся в Белой Книге. Абсолютно обязательный для всех документов данного типа, бывающими подчас весьма объёмными, этот раздел служит потребностям тех лиц, кому недосуг читать их полностью.

Основную часть документа составляют семь глав, каждая из которых посвящена отдельной проблеме и содержит определённые предложения в её рамках. Так в первой главе обосновывается необходимость реформы, в остальных – рассматриваются проблемы исследований, взаимоотношений высшей школы и бизнеса, собственно высшего образования, его экспансии и обеспечения доступа к нему со стороны низших социальных классов, а также финансирования вузов.

Приложение под названием “Будущее высшего образования: что это значит для студентов и их родителей” не является составной частью Белой Книги, но прилагается к ней для обозначенной в названии аудитории. Это небольшая книжечка карманного формата объёмом 19 страниц, написанная вполне доступным для понимания языком. Цель её существования – разъяснение содержания Белой Книги в отношении того, как предложенные меры повлияют непосредственно на людей. Кроме того, в ней объясняются преимущества устанавливаемого реформой положения дел и делается попытка развеять возможные страхи у непосредственных потребителей системы высшего образования.

Белая Книга позволяет понять, к какой цели стремится правительство, какая, по его мнению, высшая школа нужна английскому обществу. Кроме того, представляется сформированная система мер, направленная на реализацию этой цели. Она инициировала новый виток реформ в высшей школе, поэтому без её анализа невозможно исследование данной темы.

К источникам законодательной ветви власти относятся три документа: Акт о Преподавании и Высшем Образовании 1998 г. , Акт о Высшем Образовании 2004 г. , ответ Комитета Палаты Общин по Образованию и профессиональной подготовке на Белую Книгу о высшем образовании . Реализация мер, предпринимавшихся правительством, в некоторых аспектах требовала законодательного закрепления. Акты 1998 г. и 2004 г. важны для понимания того, как предлагавшиеся правительством меры в итоге принимали форму законов.

Не всё содержание Акта о Преподавании и Высшем Образовании 1998 г. имеет отношение к данному исследованию. Нас интересуют в нём только пункты с 22 по 28, где устанавливаются условия оплаты высшего образования для студентов и меры по их поддержке в Англии. Остальные пункты Акта посвящены средней школе и высшему образованию в Шотландии, и потому не важны для этого исследования.

Акт о Высшем Образовании 2004 г. полностью относится к проблемам, понимающимся в этом исследовании. Этот Акт был направлен на законодательное оформление всех предложений правительства, содержавшихся в Белой Книге, которые этого требовали.

В целом, оба Акта полностью законодательно закрепляют предложения правительства, содержавшиеся в его ответе на доклад Комитета Диринга и в Белой Книге.

В ответе Комитета Палаты Общин выражена его реакция на содержание Белой Книги. Этот документ объёмом 105 страниц является вершиной процесса консультации по поводу предложений Белой Книги. В нём Комитет представил 49 рекомендаций, часть которых была направлена на то, чтобы правительство отказалось от реализации нескольких мер. В общем, этот ответ не оказал сколько-нибудь существенного влияния на курс правительства в отношении высшей школы. Тем не менее, он важен для понимания культуры формирования политики и её претворения в жизнь в отношении высшей школы.

В данном исследовании использовались также материалы различных докладов. Доклад сэра Гарета Робертса, опубликованный в мае 2003 года содержал анализ системы оценок исследований и рекомендации по её реформированию. Содержание доклада интересно с точки зрения изучения тенденций, отмечаемых в исследовательской сфере деятельности вузов. Также в нём анализируются возможности приспособления к этим тенденциям через создание новой системы оценок, которая бы в должной мере позволяла правительству проводить политику селективного финансирования исследований. Кроме того, она должна была упрощать проведение междисциплинарных исследований. Доклад был подготовлен для Советов по финансированию высшего образования, так что он не носил окончательного характера. Решения об изменении системы оценок и её окончательной форме выносились Советами.

Доклад Стивена Шварца, опубликованный в сентябре 2004 года, содержал определённые им принципы честной системы приёма в вузы. Доклад интересен с точки зрения выраженных в нём намерений осуществлять контроль за системами приёма в вузах. В целом, доклад может быть полезен для раскрытия одного из направлений политики в отношении расширения участия.

Весьма большое значение имеют доклады независимой организации “JM Consulting”, которой в 2001–2002 гг. было поручено проведение исследований о состоянии инфраструктуры высшей школы. Докладов всего три: один посвящён состоянию образовательной инфраструктуры, два – состоянию исследовательской инфрастуктуры в гуманитарных науках и искусствах и в других областях науки. Они имеют схожую структуру: сначала определяется текущее состояние инфраструктуры, затем исследуется вопрос об оптимальном её состоянии, и, в конце концов, озвучивается сумма, которая необходима высшей школе для успешного исполнения своих функций. Эти доклады, или, вернее, их содержание оказали большое влияние на формирование политики в отношении высшей школы. Они представляют значительный интерес для данного исследования, поскольку позволяют оценить реальный уровень потребности высшей школы в финансировании, и то, как на этом фоне смотрятся соответствующие меры правительства.

Для полноценного освещения данной темы необходимо использовать источники, которые позволят понять, какие меры применялись на практике, и как они способствовали достижению поставленных целей. В этом отношении незаменимы статистические данные, материалы Совета по финансированию высшего образования в Англии, сайты различных организаций, возникающих в период реформ.

Многие статистические данные, используемые в этом исследовании, получены нами с Интернет-сайта Агентства Статистики Высшего Образования (Higher Education Statistics Agency, HESA). Агентство осуществляет сбор и публикацию статистики, касающейся вопросов высшего образования в СК. Так, в этом исследовании используется статистика Агентства об объёме финансирования высшей школы (данные по СК в целом) и количестве студентов, обучающихся в вузах (в Англии). Длительный процесс сбора и обработки данных ограничивает большинство имеющейся в нашем распоряжении статистики 2003/04 г.

Кроме того, крайне полезен сайт Офиса Национальной Статистики. Помимо содержащейся в его публикациях статистических данных, сайт содержит информацию об изменении методологии статистического учёта в двух важнейших для этого иследования направлениях. Во-первых, с 2000 г. традиционно применявшаяся в Англии система деления на социальные классы (Social Class based on Occupation, SC) перестаёт использоваться. В новой системе классификации (National Statistics Socio-Economic Classification, NS-SEC) студенты не относятся ни к одной из групп, что делает невозможным наблюдение за прогрессом в сфере расширения участия с 2000 г. В 2003 г. правительство, осознав эту проблему, поручило разработать новые индикаторы прогресса в этой сфере. Ожидается, что они появятся только в 2007 г.

Во-вторых, в 1999–2000 г. сменилась система статистического учёта уровня участия в высшем образовании. До этого времени использовалась система Age Participation Index (API), учитывавшая только студентов очных отделений в возрасте до 21 года. В связи с необходимостью учёта студентов в условиях формирования “пожизненного” высшего образования, потребовалось изменить систему. С 2000 г. используется система Initial Entry Rate (в 2003 г. она немного изменилась и стала называться Higher Education Initial Participation Rate, HEIPR). Она учитывает студентов в возрасте 17 – 30 лет, получающих первое высшее образование в любой форме обучения (и уже получивших его). Так что данные об уровне участия до 2000 г. и после 2000 г. существенно различаются из-за изменения методологии.

Крайне полезен сайт Совета по финансированию высшего образования в Англии (Higher Education Funding Coucil for England, HEFCE) . Совет занимается выпуском еженедельных публикаций, носящих информационно-аналитический характер и доступных любому посетителю их сайта. В этом исследовании мы использовали группу его публикаций, посвящённых финансированию им английских вузов. Эти данные выпускаются им ежегодно. Использование этой группы источников позволяет судить о том, как реализуются на практике обещания правительства, касающиеся финансирования, отслеживать динамику по отдельным статьям финансирования.

Кроме того, в этом исследовании используются три гида по системе высшего образования в Англии, которые публиковал HEFCE с 2001 года. Они интересны нам из-за содержащихся в них статистических данных.

Сайты Агентства Качества (Quality Assurance Agency, QAA), Офиса для честного доступа (Office for Fair Access) , Академии высшего образования (Higher Education Academy) , Офиса независимого жюри для высшей школы (Office of independent adjudicator for higher education) , программы “Стремись выше” (AimHigher) , содержат информацию о деятельности этих организаций, которая использована в этом исследовании для подкрепления его фактическим материалом. Эта информация позволяет проследить и понять то, каким образом на практике реализуется политика в отношении высшей школы.

К сожалению, в источниковой базе имеются некоторые пробелы, связанные с объективными причинами. Так, появившийся в 1998 г. Институт Обучения и Преподавания был замещён в 2004 г. уже упоминавшейся Академией высшего образования. Сайт Института был в том же году уничтожен, и вся содержавшаяся на нём информация исчезла. Так что мы лишены возможности проанализировать его деятельность. Также вследствие уже упоминавшегося изменения системы социальной классификации, мы (как и все) не в состоянии проследить на статистическом материале развитие политики в отношении расширения участия далее 2000 г.

Тем не менее, имеющиеся в нашем распоряжении источники позволяют решить поставленные перед этим исследованием задачи. На основе доклада Комитета Диринга, ответа на него и Белой Книги, выпущенных правительством, мы в состоянии определить те цели, которые были поставлены перед высшей школой, а также планировавшиеся меры, направленные на достижение этих целей. Статистические данные и содержание сайтов различных организаций позволяют оценить прогресс в этих сферах, увидеть, как обещания реализуются на практике.

Историография

Литература играет вспомогательную роль в данном исследовании. Это связано и с его направленностью, предполагающей в основном базирование на источниках и с тем, что в отечественной литературе эта тема не разработана. К работам зарубежных авторов мы, к сожалению, не имели возможности обращаться вследствие их малой доступности.

Всю доступную литературу можно условно разделить на две группы. К первой группе будут отнесены работы отечественных и зарубежных исследователей, освещавшие этап развития английской высшей школы до сер. 1990-х гг. Ко второй группе относятся работы британских исследователей, посвящённых английской высшей школе в конце 20 – нач. 21 века.

История развития британской высшей школы до сер. 1990-х гг. разработана относительно хорошо. Среди отечественных авторов, занимавшихся ею можно выделить Цейкович К.Н. и Барбаригу А.А. В работе Барбариги “Британские университеты”, кратко освещается история их появления и развития. Автор уделяет значительное внимание структуре образовательной системы Великобритании, финансированию университетов, организации в них учебного процесса, государственной политике в отношении высшей школы. Не обходится также и без критики “буржуазной системы образования”, в рамках которой между прочим поднимается вопрос о неравном представительстве в университетах различных социальных классов. В принципе, работа Барбариги может дать общее представление об университетах Великобритании, их организации и традициях.

Наиболее “плодовитым” отечественным автором по данной проблематике является Цейкович К.Н., подготовившая три работы, посвящённых английской высшей школе. В первой из них “Система образования в Великобритании”, даётся общая характеристика системы образования, предлагаются в большом количестве статистические данные. Для нашего исследования особый интерес представляет содержащаяся в этой работе история развития высшего образования с 1960 г. Центральное место уделяется Комитету Роббинса, первому в истории Англии масштабному исследованию высшей школы, его работе и влиянию на формирование политики правительства. В двух других публикациях Цейкович – одной статьи , другой – монографии, написанной в соавторстве с несколькими исследователями , определяются общие тенденции развития высшей школы в развитых странах (в том числе и Великобритании) в период 1960 – 1990-х гг. Они представляют интерес в первую очередь тем, что освещают историю развития высшей школы до сер. 1990-х гг., раскрывая суть образовательной политики правительства Д. Мэйджора.

В работах профессора Галагана поднимаются проблемы актуальные для высшей школы в развитых странах . К сожалению, Великобритании в них уделяется немного внимания. Кроме того, значительная часть информации, приводимая в этих статьях, устарела на несколько лет даже к моменту публикации. Но в целом эти работы могут дать представление о том, как британская высшая школа функционировала к 1997 г.

Среди работ зарубежных авторов, посвящённых данной тематике можно выделить “Высшее образование” профессора Университета Данди Д. Блая . Написанная живым, простым для понимания языком, эта книга повествует об истории развития английской высшей школы до конца 1980-х гг. В ней рассматриваются отдельные аспекты работы вузов, а также жизни студентов. Раскрывается проблема усиления роли государства в управлении высшей школой, рассматривается политика в отношении высшей школы различных правительств. Автор приходит к выводу о том, что многие меры, предпринимавшиеся правительством М. Тэтчер, в отношении высшей школы носили противоречивый характер и существенно ей навредили. В целом, работа позволяет составить представление о состоянии высшей школы в конце 1980-х гг.

Статья Дж. Бреннана и Т. Шах посвящена высшей школе в СК и формированию государственной политики в её отношении в 1980-х – нач. 1990-х годов. В ней авторы описывают структуру образовательной системы, историю становления высшей школы. Однако основное внимание уделяется государственной политике в её отношении, описываются основные направления реформ. Отмечается тенденция к росту государственного вмешательства в дела высшей школы. Вместе с тем, даётся понимание того, что английские вузы по-прежнему являлись автономными учебными учреждениями, активно боролись за свою самостоятельность. Большое внимание уделено проблеме финансирования, которая стала для высшей школы особенно актуальной в годы правления консерваторов.

В целом, все эти работы дают представление об истории становления и развития высшей школы в Англии, её структуре, государственной политике в её отношении. Также формулируются проблемы, стоящие перед высшей школой в тот период времени, и описываются методы их решения. Наличие этих работ избавляет нас от необходимости останавливаться в данном исследовании на истории развития английской высшей школы до 1997 г.

В отечественной историографии после сер. 1990-х гг. высшей школе Великобритании уделяется крайне мало внимания. Нет обобщающей работы о современном её развитии. Иногда появляются небольшие статьи в различных журналах, в которых затрагиваются отдельные аспекты реформ или даётся обзорная информация о системе образования. В целом эти работы едва ли могут быть полезны для данного исследования.

Поэтому ко второй группе будут отнесены только работы зарубежных авторов, доступные нам через сеть Интернет.

Профессор Лондонской Школы Экономики Н. Барр написал несколько работ, посвящённых реформе финансирования высшей школы в Англии. В них он анализировал варианты, предложенные в докладе Комитета Диринга, ответе на него правительства и в Белой Книге. Его работы отмечаются критикой системы финансирования и студенческой поддержки, введённой в действие Актом 1998 г. Он полагал, что она несправедлива по отношению к детям из обеспеченных семей. Кроме того, отмечалось, что система студенческой поддержки в этот период непонятна всем, в том числе и членам Комитета Палаты Общин по Образованию и профессиональной подготовке. Предложения, содержавшиеся в Белой Книге, Барр полностью одобрил, так как считал, что именно система задержанных платежей (deferred charges), когда уже работающие выпускники вузов возвращают плату за своё обучение, является наиболее оптимальной. Работы Барра оказались весьма полезными для данного исследования тем, что там объясняются не всегда понятные из официальных источников детали системы финансирования и поддержки студентов.

В работах М. Б. Брауна, британского профессора, и Г. Пэрри, также профессора, работавшего ассистентом в Комитете Диринга, предложены попытки анализа доклада Комитета Диринга. В общем, основной упор в них сделан на вопросы расширения участия и финансирования. Оба автора критикуют Комитет за то, что средства на дополнительное финансирование высшей школы будут поступать только из кармана студентов, а не работодателей или других источников. Однако эти работы представляют интерес не изложением содержания доклада Комитета Диринга, а некоторыми фактами, касающимися предыстории его создания и его работы по подготовке доклада. Так, Г. Пэрри говорит о том, что проблема расширения участия, первоначально не поднимавшаяся, под давлением лейбористов вдруг начала поспешно разрабатываться за два месяца до выборов в Парламент и за пять месяцев до публикации доклада.

В целом, обращение к литературе в рамках данного исследования целесообразно только в случае раскрытия вопросов, вовсе отсутствующих в источниках или крайне сложных для понимания.

Цель и задачи исследования

Цель исследования – на примере Англии рассмотреть основные направления развития высшей школы.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

на основе содержания доклада Комитета Диринга и Белой Книги определить цель развития, понять, какая высшая школа нужна постиндустриальному обществу;

выделить основные планируемые меры, с помощью которых предполагалось добиться цели, поставленной перед высшей школой;

проследить реализацию этих мер на практике, по возможности оценить их эффективность.

Объект и предмет исследования

Объектом исследования является высшая школа Англии в 1997–2004 гг. Предмет исследования – реформирование высшей школы.

Территориальные и хронологические рамки

Территориальные рамки данного исследования ограничены Англией. Высшая школа остальных частей Соединённого Королевства (Шотландии, Уэльса, Сев. Ирландии) не будет рассмотрена в рамках данного исследования из-за исторически сложившихся различий в образовательных системах. Кроме того, в каждой из этих частей существует своя система управления образованием, так что крайне сложно было бы охватить весь необходимый объём информации.

Хронологические рамки исследования можно зафиксировать промежутком 1997 – 2004 г. Выбор нижней границы обусловлен тем, что в 1997 г. был опубликован доклад Комитета Диринга, вслед за которым начался новый мощный (и целенаправленный) виток реформ в английской высшей школе. Выбор верней границы обусловлен тем, что в 2004 г. был принят Акт, законодательно оформивший основные преобразования. Всё же следует заметить, что эти границы в некоторой степени условны, поскольку иногда нам приходится обращаться и к более раннему периоду, чтобы осветить причины тех или иных событий, и к более позднему, чтобы показать реализацию некоторых мер на практике.

В обозначенном периоде можно выделить два этапа: июль 1997 г. – январь 2003 г., и январь 2003 г. – 2004 г. В рамках первого этапа у правительства лейбористов происходит формирование политики в отношении высшей школы; реализуются некоторые рекомендации Комитета Диринга. После публикации в январе 2003 г. Белой Книги “Будущее высшего образования” правительство приступает к энергичным мерам в рамках сформированной им стратегии действий.

Еще по теме:

Художественно-творческая деятельность как гарант повышения уровня подготовки ребенка к обучению в школе
Опытно-экспериментальное исследование осуществлялось на базе ДОУ № 32 «Рябинушка». В эксперименте принимали участие 2 группы детей в возрасте 5,5 - 6 лет – экспериментальная и контрольная. Количество детей каждой группы – 20 человек. Гипотеза исследования: целенаправленная организация изобразительн ...

Общие требования к методам производственного обучения
Успешное проведение занятий с учащимися зависят от методов их приёмов обучения, применяемых мастером производственного обучения. Методы производственного обучения должны отвечать следующим требованиям: Воспитывающий характер производственного обучении; политехническая направленность производственно ...

Технология раннего и интенсивного обучения грамоте по методу Н.А. Зайцева
В последнее время у многих взрослых складывается ощущение, что нас окружают сплошные «гении в коротких штанишках». Если раньше нашей самой первой книжкой был букварь и получали мы ее в 7 лет, то сейчас семилетний «профессор» уже может читать, писать, проводить арифметические действия и знает таблиц ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0119