Педагогика и образование » Мониторинг развития письменной связной речи в начальной школе » Диагностика уровня развития письменной связной речи четвероклассников

Диагностика уровня развития письменной связной речи четвероклассников

Страница 11

Результаты показывают, что в экспериментальном классе объем текста, написанного учениками классов имеет незначительный разностный показатель (0,7% учеников меньше, чем в контрольном классе верно выполнили работу). По таким критериям как «Распространенность предложений», «Связь между предложениями», «Последовательность текста», «Связь между словами» также показатели верно выполненного задания близки, что свидетельствует о доступности таких видов работ обучающимся обоих классов.

Однако коэффициент раскрытия темы значительно ниже в экспериментальном классе (35,7%), что на 21,4% ниже, чем в контрольном классе; на 14,3% ниже показатель «Замена значений». Это говорит о том, что обучающиеся экспериментального класса отстают в речевой развитии, т.е. испытывают затруднения в словарном работе и понимании идеи текста.

Результаты исследования (в соответствии с рисунками 2 и 3) показывают, что в контрольном и экспериментальном классах 15% испытуемых имеют высокий уровень развития письменной связной речи, 58% в экспериментальном классе и 50% в контрольном классе находятся на среднем уровне развития, 28% к экспериментальном и 35% в контрольном классах имеют низкий уровень развития письменной связной речи. Общая картина развития речи испытуемых примерно одинаковая.

Таким образом, диагностика уровня развития связной письменной речи обучающихся экспериментального и контрольного классов показывает, что на данном этапе исследования, обучаясь по разным учебникам, достигли фактически одинакового уровня. Однако качественные характеристики по отдельным критериям показывают отличия в готовности к письменной связной речи данных классов, что поможет в проведении формирующего эксперимента.

Формирующий эксперимент проходил с января 2009 года по март 2009 года (8,5 недель). На данном этапе проводились уроки русского языка, направленные на развитие речи обучающихся. Следует отметить, что некоторые упражнения включены в комплекс по развитию речи как из материалов учебника, так и дополнительных источников (согласно данным таблицы 17).

Таблица 17 - Упражнения по развитию письменной связной речи.

Вид упражнения

Источник

Частота применения

1

Работа над каллиграфическим навыком

Доп.материал

ежедневно

2

Словарная работа

Учебник

Ежедневно

3

Работа с пословицами, загадками и скороговорками

Учебник + доп. материал

Ежедневно

4

Составление слов, предложений

Учебник

ежедневно

5

Полные ответы

Учебник

ежедневно

6

Фонетический диктант

Доп.материал

1 раз/нед

7

Заучивание наизусть

Учебник

1раз/мес

8

Редактирование предложений

Учебник

ежедневно

9

Списывание

Учебник + доп.материал

ежедневно

10

Озаглавливание текстов

Учебник + доп.материал

2 раза/мес

11

Игры

Доп.материал

2 раза/мес

12

Изложения

Учебник

1 раз/мес

13

Сочинения

Учебник + доп.материал

1 раз/мес

14

Пересказ (уст.)

Учебник + доп.материал

1 раз/нед

15

Словарный диктант

Доп.материал

2 раза/мес

16

Анализ прочитанного

Доп. Материал

1 раз/нед

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12 13

Еще по теме:

Сущность понятия «речевые умения»
Речь - это вид деятельности человека, реализация мышления на основе использования средств языка. Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детски ...

Методический день: изучение документации, которая ведется на группе
Сегодня я весь день изучила документацию, которая ведется на группе. Деятельность воспитателя запланирована и организована в соответствии с целями и задачами профессиональной деятельности, образовательного учреждения, сложившейся и формирующейся системой работы. Перечень документов: - табель посеща ...

Дидактические упражнения для развития пространственных представлений
Игровые упражнения следует отличать от дидактической игры по структуре, назначению, уровню детской самостоятельности, роли педагога. Они, как правило, не включают в себя все структурные элементы дидактической игры (дидактическая задача, правила, игровые действия). Назначение их - упражнять детей с ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0151