Кроме того, важную роль для стимулирования оригинальных ответов имеют двойственность, неопределенность ситуаций, условий поиска, искомых решений. Обычному человеку трудно переносить неопределенность, поэтому часто он предпочитает ухудшение ситуации ради ее устранения. Творческий предпочитает «играть» этой двойственностью и искать нетривиальные пути ее кардинального решения.
Оригинальное мышление требует значительных умственных и эмоциональных усилий, поэтому должна быть высока субъективная важность решения проблемы. Если проблема признается несерьезной, то и ее решения будут достаточно тривиальны. И, наконец, очень важным является поощрение оригинальности. Дети привыкли к тому, что на все вопросы они должны отвечать единственно правильным образом. Когда они понимают, что от них требуются не правильные, а необычные идеи, оригинальные ответы начинают появляться значительно чаще.
Разработанность, или детализация, идей – еще одна из важнейших характеристик творческого мышления. Всякая оригинальная идея должна быть, прежде всего, сформулирована, а затем реально осуществлена, что требует разработки планов, деталей и порядка действий как в мыслительной, так и в практической сфере.
Можно вспомнить множество примеров, когда люди что-то изобретали или высказывали новую идею без детализации, где это может использоваться и как, на что это может повлиять. В результате идея не поддерживалась и забывалась, и появлялся другой человек, который подхватывал эту идею или выдвигал ее самостоятельно, но уже разрабатывал до реального воплощения, которое высоко оценивалось обществом.
Существует огромная пропасть между придумыванием сюжета и написанием произведения со всеми конкретными персонажами, эпизодами, описаниями характеров и природы, со всем богатством аспектов главной идеи. Оригинальный замысел может быть порожден вспышкой фантазии, воплощение этого замысла также является творчеством, но несколько другого рода.
Однако довольно часто встречаются люди, склонные к избыточной детализации, к подробной разработке всех, даже самых мелких и малосущественных деталей проблем, планов, проектов. Про таких говорят: «За деревьями не видят леса». В таких случаях резко снижается творческая продуктивность, но не исключена возможность разработки одной, но чрезвычайно ценной идеи.
Наиболее быстрый рост этого показателя наблюдается в период дошкольного и младшего школьного возраста. Позже рост этого показателя замедляется и возрастные различия начинают перекрываться индивидуальными. Способность к разработке идей очень хорошо поддается развитию и тренировке во всех видах деятельности.
Например, при чтении литературного произведения рекомендуется:
1) визуально представлять содержание с помощью рисунков, звуковых образов, движений;
2) изображать его в спектакле, танце, песне…;
3) разыгрывать роли в конфликтных ситуациях, изображенных в литературном произведении;
4) включать в восприятие разные органы чувств;
5) воображать недостающие детали, задаваться вопросами о несоответствиях, пробелах в информации;
6) делать паузы в чтении, чтобы проникнуться чувствами автора, героев, ощущениями времени и места действия;
7) стремиться глубже проникнуть в смысл произведения, характеры героев, намерения автора и т.д.
Важной является поддержка со стороны для развития одаренности, в т. ч. и креативности, ребенка. Эта поддержка включает в себя как создание атмосферы понимания и приятия индивидуальности ребенка, так и организацию соответствующих форм обучения.
Изучение известных музыкантов, математиков, изобретателей при всей спорности вопроса о том, кто из них является гением, а кто нет, определенно опровергло убеждение, что «гений себя всегда проявит». Ученые пришли к выводу, что никто из них не смог бы достичь выдающихся успехов самостоятельно без активной помощи и поддержки семьи и / или учителя.
Таким образом, развитие креативности происходит оптимальней и успешней всего в педагогическом процессе. Развитие творческого потенциала в учреждениях образования осуществляется благодаря обогащению его эмоциональной сферы, формированию нестандартного, продуктивного мышления, становлению индивидуальности. Творческий акт – это реализация неповторимости, индивидуальности, уникальности человека.
Современные представления об игре
Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых в последствии будут зав ...
Социально-психологическая готовность ребенка к школе
Помимо личностной готовности можно выделить еще один компонент психологической готовности ребенка к школе — социально-психологическую готовность, определяя ее как формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителями. Ребенок приходит в школу, класс, где ...
Описание методик по определению стилей педагогического
общения педагогов
Педагогическая диагностика представляет собой систему методов и средств изучения профессионального уровня педагога. Она позволяет определить сильные стороны в деятельности и личности педагога, на которые можно опираться и которые необходимо развивать в индивидуальном стиле общения или педагогическо ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.