Как верно подметил Дж. Дьюи, общее внушение ребенку (или взрослому) подумать, независимо от существования в его личном опыте затруднения, смущающего его и выводящего из равновесия, является настолько же бесплодным советом, как и совет поднять себя за ушки от сапог. Звено порождения проблемы является наиболее специфической характеристикой творческого процесса мышления, поэтому создание условий для возникновения у ребенка вопросов и проблем составляет еще один пласт требований к построению программ обучения детей. Одним из таких важнейших условий является наличие другого человека, представляющего позицию, отличную от таковой у ребенка или взрослого, иными словами, возможность диалога ребенка с ребенком или со взрослым. Многочисленные исследования, проведенные в отечественной психологии, раскрывают это положение.
Программы развития креативности должны:
– обеспечивать самостоятельность в учении, т.е. обучение, руководимое самим ребенком;
– развивать методы и навыки исследовательской работы;
– развивать продуктивное мышление высокого уровня (творческое, критическое и логическое);
– поощрять и стимулировать выдвижение новых идей, разрушающих привычные стереотипы и общепринятые взгляды;
– поощрять создание работ с использованием различных материалов, способов и форм;
– развивать самопознание и самопонимание, воспитывать у детей уважение к индивидуальным особенностям каждого человека;
– учить детей оценивать результаты работы с помощью соответствующих критериев, поощрять оценивание работы самими учащимся.
Подводя итог обзору принципов построения программ обучения для детей, можно выделить три «кита», составляющие программу, – содержание, методы и условия развития.
Содержание – основано на изучении широких (глобальных) тем.
Методы – обеспечивают функционирование мыслительного процесса высокого уровня (творческое, критическое и логическое мышление), творческое обучение и самостоятельность в процессе приобретения знаний.
Условия проблемность и диалогичность обучения.
Составление программы обучения развития креативности – один из наиболее важных и сложных моментов в работе учителя или педагогического коллектива школы. Для того чтобы сделать это, надо определить ее структурные составляющие – глобальную тему, обобщения и тематические разделы из разных дисциплин.
На первой ступени обучения младшего школьника основное внимание уделяется развитию таких характеристик, как: беглость, гибкость, оригинальность и способность к разработке идей.
На 2-й ступени, развитию мыслительных процессов высокого уровня, без которых невозможно творческое решение проблем, – применение, анализ, синтез, оценивание и т.д.,
3-я ступень подразумевает вовлечение с в самостоятельное, управляемое им самим исследование, в решение реальных проблем, которые формулируют сами школьники в соответствии со своими индивидуальными потребностями и возможностями.
При этом в процессе формирования программы необходимо учитывать специфику творчества и творческого процесса.
Творчество – это создание объективно или субъективно нового. Для детей важна именно субъективная новизна их творческой деятельности. Эта субъективная новизна, создаваемая и переживаемая ребёнком, имеет важное развивающее и образовательное значение – через неё ребёнок усваивает общественный опыт предшествующих поколений. В этом – значение творчества для формирования личности.
В современном мире необходимо организовывать целостный педагогический процесс особым образом, так, чтобы одновременно с овладением необходимыми знаниями и умениями в учебной деятельности происходила социализация учащихся. В данном аспекте актуальность приобретают соотношения творчества, профессионализма и социализации.
Творческое развитие воспринимается как необходимый аспект полноценного, всестороннего развития личности, важное условие формирования у него профессионально – важных качеств и качеств, характеризующих личность, как полноценного и ценного члена общества, обладающего определенным уровнем профессионализма в конкретной сфере.
Как уже было сказано ранее, развитие творчества ребенка – основная цель образования, что определяет его содержание и функции.
Искусство воспитания
Главная цель развития личности - возможно более полная реализация человеком самого себя, своих способностей и возможностей, возможно более полное самовыражение и самораскрытие. Но эти качества невозможны без участия других людей, они невозможны путем противопоставления себя людям, они абсолютно нев ...
Сущность понятия познавательной деятельности в психолого-педагогической
литературе
Познавательная деятельность является одной из ведущих форм деятельности ребенка, которая стимулирует учебную на основе познавательного интереса. Поэтому активизация познавательной деятельности школьников – составная часть совершенствования методов обучения (преподавания и учения). Широкое понятие а ...
Планирование
театральной студии "Арлекино"
Настоящий театр (а школьный театр именно таковым и является) - дело, требующее очень глубокого личностного участия. Через него мир открывается в своей целостности, а человек в неповторимости. Именно поэтому глубокое понимание учителем той педагогической действительности, которая существует в данном ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.