Педагогика и образование » Нестандартные приемы обучения математике младших школьников как средство развития креативности » Педагогические условия эффективного развития креативности

Педагогические условия эффективного развития креативности

Страница 3

Снижение интереса к обучению, а затем и показателей интеллектуального и творческого развития у наиболее одаренных детей, начинающих учиться в школе, вызывает тревогу у педагогов и психологов разных стран. Важнейшим звеном в решении этой проблемы является создание специальных программ обучения, которые бы соответствовали потребностям и возможностям этой категории учащихся и могли бы обеспечить дальнейшее развитие их одаренности. В то время как зарубежная практика обучения отличается обилием таких программ, в нашей стране делаются лишь первые шаги в этом направлении.

Появившаяся в нашей стране возможность открывать классы или школы для детей с высокими способностями, привела к тому, что практика обучения одаренных детей опередила создание научно обоснованных программ, обеспечивающих развитие этих школьников. Существующий разрыв между наукой и практикой приводит к отрицательным результатам. Уже появились данные о негативных последствиях создания специальных классов для детей с высокими способностями. Так, например, дети, оказавшиеся в таких классах, вместо ожидаемого успеха в обучении и развитии, часто теряют интерес к учебе и обнаруживают более низкие результаты усвоения знаний, чем таковые у школьников из обычных классов. Как правило, такие данные свидетельствуют лишь об одном – отсутствии научно обоснованной программы, действительно ориентированной на потребности и возможности одаренных детей.

При организации детского творчества значительную роль играет понятие «методика». Понятие «методика» несколько уже понятия «технологии» и используется не только в педагогической, но и в философско-социологической, психологической, инженерно-технической и других областях знаний.

Роль учителя в процессе обучения и развития детей столь велика, что обсуждение обучающих программ для креативных учащихся необходимо начинать с разговора об учителе для таких детей.

Программа обучения детей должна обеспечивать ребенку возможность преодолевать возрастные границы в силу его индивидуальных возможностей. Значение междисциплинарного принципа в построении содержания обучения для развития мышления у детей было осознано на рубеже XIX–XX веков учеными и педагогами из разных стран (В.В. Зеньковский, С.И. Гессен, Дж. Дьюи и др.). Так, русский педагог В.П. Вахтеров считал, что один из крупных недостатков старой школы состоял в том, что между отдельными предметами не существовало связей. «Мы все знаем школы, – писал В.П. Вахтеров, – где при огромном количестве учебного материала не развивали, а притупляли учеников именно тем, что каждый предмет занимал изолированное положение, стоял особняком, не был связан с другими предметами, не входил в мировоззрение ученика и являлся балластом, подавляющим умственные силы ребенка». На обремененность школ множеством предметов, каждый из которых представляет массу материалов и принципов, указывал и Джон Дьюи, видный американский психолог, педагог и философ, который в США считается основоположником междисциплинарного подхода в обучении. С его точки зрения, связующим методическим принципом обучения должен стать научный метод познания, обеспечивающий научную постановку ума.

Научная же постановка ума возможна лишь в том случае, когда в процессе обучения ученик будет находиться в положении исследователя. В.П. Вахтеров считал, что это совсем нетрудно, т.к. ребенок и в жизни, и в школе, и в играх все время наблюдает, производит опыты, сравнивает, систематизирует, анализирует и обобщает. «Прирожденное и неиспорченное состояние детства, отличающееся горячей любознательностью, богатым воображением и любовью к опытным исследованиям, находится близко, очень близко к состоянию научного мышления», – писал Дж. Дьюи. Задача учителя, таким образом, состоит в том, чтобы защитить дух исследования от неблагоприятных воздействий, обеспечить развитие интеллектуальной любознательности и освоение приемов научного исследования.

Любое научное исследование предполагает мыслительный процесс, идущий в двух направлениях – от неполных и смутных фактов к общему положению или идее и обратно – от возникшего целого к отдельным фактам, чтобы связать их друг с другом и с добавочными данными. Первое из этих движений называется индуктивным процессом, второе – дедуктивным. Обеспечение этих двух процессов в обучении и будет составлять ядро методики преподавания в случае междисциплинарного подхода. В то же время любой продуктивный мыслительный процесс начинается с возникновения вопроса, проблемы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Психолого-педагогические аспекты проведения ЕГЭ в школьном образовании
Переход к ЕГЭ - начало принципиального изменения психологии и стратегии образовательного процесса. Он привел к слому целой системы привычных стереотипов, к существенным изменениям в отношениях: - между учеником и учителем - учитель уже не контролер знаний ученика, а помощник, сотворец знаний. Укреп ...

Методы и приемы духовно - нравственного воспитания младших школьников
Моральные мотивы руководят нравственными поступками человека, побуждают его размышлять над соответствующим проявлением образа действий. Чтобы добиться от учащихся глубоко осознанного, обоснованного поведения, учитель начальных классов ведет целенаправленную работу над формированием мотивов, их даль ...

Дифференцированная работа на уроках биологии
Современные концепции среднего образования исходят из приоритета цели воспитания и развития личности школьника на основе формирования учебной деятельности. Важно создать условия для того, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, стал подлинным субъектом учения, желающим и умеющим учиться ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved 0.01