5) оценочно-прогностическая: дискретный процесс сравнения получаемой в ходе мониторинга информации с контрольными точками и предполагаемым конечным результатом обучения.
Существующие системы мониторинга в образовании можно условно группировать по нескольким основаниям. Возможна классификация по используемым для проведения мониторинга средствам: педагогический, социологический, психологический, медицинский, экономический, демографический. Возможна классификация по иерархии систем управления: школьный, районный, областной (региональный), федеральный.
Представляется чрезвычайно важной классификация по основаниям экспертизы:
динамическая, когда в качестве основания для экспертизы служат данные о динамике развития того или иного объекта, явления или показателя;
сравнительная, когда в качестве основания для экспертизы выбираются результаты идентичного обследования других образовательных систем;
комплексная, когда используются несколько оснований для экспертизы;
безосновная, когда для анализа используются результаты, полученные в одном исследовании.
По степени наличия «управленческой» составляющей можно выделить следующие виды мониторинга:
информационный – сбор, накопление, систематизация и возможно распространение информации, не предусматривает проведение специально организованного обследования на этапе сбора информации;
базовый (фоновый) – выявление новых проблем и опасностей до того, как они станут осознаваемыми на уровне управления;
проблемный – выявление закономерностей, процессов, опасностей, тех проблем, которые известны и насущны с точки зрения управления (осуществляется по заказу органа управления);
управленческий – отслеживание и оценка эффективности, последствий и вторичных эффектов, принятых в области управления решений.
Применение образовательного мониторинга на практике позволяет выделить несколько систем его использования. Следует отметить, что все они локальны, общей системы мониторинга образовательной сферы не разработано.
Первая группа – это информационный мониторинг, связанный в непосредственным накоплением и структуризацией информации. Это системы мониторинга законодательной базы управления образованием, мониторинг средств массовой информации об образовании и другие.
Второе направление, это система мониторинга развития знаний учащихся, разработанная СИТО – Национальным институтом по оценке достижений в области образования Голландии. Во второй половине 80-х годов в Голландскую систему образования было введено понятие «Системы мониторинга за развитием знаний учащихся». Изначально данное понятие разрабатывалось для начальной школы. В общем смысле «Системы мониторинга за знаниями учащихся» могут быть определены как выбор инструментов оценки, позволяющий осуществлять долговременную оценку объёма знаний как отдельных учащихся, так и групп учащихся. Понятие мониторинговых систем за знаниями учащихся также определяется, как «конкретное средство для определения расхождений между прогрессом и целями, установленными школой, и для регистрации этого прогресса».
Такого рода система для начального образования включает в себя следующие элементы:
индикация долговременных учебных линий, в принципе охватывающих восемь лет начального образования, с конкретными конечными или промежуточными целями для различных учебных областей;
конкретный набор тестовых инструментов, регистрация системы регистрации прогресса – для учащегося и, если необходимо, для группы;
индикация стандартов для оценки прогресса.
Два или три раза в год каждый компонент материала учебного предмета должен быть поверхностно проверен для решения следующих вопросов:
решены ли образовательные цели;
демонстрирует ли учащийся удовлетворительное развитие по сравнению с предыдущими проверками;
демонстрирует ли учащийся удовлетворительное развитие по сравнению с учащимися своей группы или своего возраста;
существуют ли показания для усовершенствования работы учителя;
отвечает ли материал предмета уровню учащегося;
каковы сильные и слабые места учащегося.
Данная система мониторинга построена с использованием модели цель-результат с учетом процесса обучения. Основаниями для сравнения служат как динамические характеристики, так и сравнительные результаты относительно группы или возраста. В качестве объекта рассматривается изучение знаний отдельного обучающегося с возможностью распространения полученных результатов на учебные группы. Результаты мониторинга предназначены для использования как для принятия тактических управленческих решений по коррекции процесса образования, так и для выработки стратегических решений, а в качестве пользователей информации выступают педагоги и администраторы.
Особенности обучения одаренных детей младшего школьного возраста
Одаренные дети характеризуются особыми потребностями и возможностями, отличающими их от других сверстников, и это означает, что для их обучения необходимы специальные программы или, по крайней мере, какие-то модификации традиционных образовательных программ, которые ориентированы на гипотетического ...
Компьютерные игры
«Азартные игры – это сети, в которые сатана ловит души» М. Ю. Лермонтов Игромания – это беда, которая имеет причиной духовную болезнь и стоит в одном ряду с алкоголизмом и наркоманией. Игромания может развиваться достаточно быстро. Втягивание в игру нередко происходит за несколько недель, а иногда ...
Логические задачи для мальчиков
1. Четверо друзей играли в шахматы 4 часа, Сколько часов играл каждый? 2. Четыре друга спустились с горы на санках, Игорь проехал дальше, чем Сергей. Сергей проехал меньше чем Егор, но дальше, чем Олег. Кто проехал меньше всех? 3. Антон выше Богдана, но ниже Владимира . Саша самій низкий среди них. ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.