Логопедическая работа по формированию связной речи у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью проводилась с 26.09.09 по 2. 05. 10 с использованием авторской программы Р.И. Лалаевой.
Направления логопедической работы по подгруппам по формированию связной речи у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью не имели существенных различий.
Детям, с низким уровнем выполнения заданий, составляющих первую подгруппу, отводили больше времени на развитие лексики, формирование представлений об окружающей действительности и познавательной деятельности.
Развитие лексики во вспомогательной школе проводят в следующих направлениях: обогащение словарного запаса, уточнение значения слова, расширение семантики слова.
Начиная с 1 класса, проводится обогащение и уточнение номинативного словаря. Особенно важной является работа по усвоению слов обобщающего значения, которые очень медленно усваиваются умственно отсталыми детьми. В то же время введение в речь обобщающих слов способствует развитию операции обобщения.
Работа над уточнением значения слова во вспомогательной школе тесно связана с формированием представлений умственно отсталых детей об окружающих предметах и явлениях, с овладением классификацией предметов, с работой по становлению лексической системы. Классификация предметов может проводиться как в неречевом плане (например, разложить картинки на две группы), так и с использованием речи (например, отобрать только те картинки, на которых нарисованы овощи, назвать их одним словом). Рекомендуется использовать записи, рисунки, помогающие детям овладеть различными категориями предметов, усвоить и соотнести обобщенное название и названия конкретных предметов, овладеть родовидовыми отношениями.
В 1—2 классах вспомогательной школы на логопедических занятиях следует уточнять значения по таким лексико-грамматическим категориям, как: овощи, фрукты, одежда, обувь, посуда, мебель, транспорт, растения, деревья, цветы, домашние и дикие животные, времена года и др.
Примерные задания
1. Назвать одним словом все предметы.
2. Назвать овощи, фрукты и т.д.
3. Придумать второе слово в паре по аналогии с образцом: яблоко — фрукты, свекла — ., чашка — ., или наоборот: фрукты — груша, овощи — ., посуда —
4. Найти лишнюю картинку. Предъявляется несколько картинок одной группы и одна картинка другой группы. Сначала предлагаются группы семантически далекие (морковь, лук, самолет, капуста), затем семантически близкие (лук, картошка, репа, груша).
5. Разложить картинки на две группы. Сначала даются картинки на семантически далекие слова (животные, растения), затем семантически близкие (домашние и дикие животные).
6. Отгадывание загадок. Предлагаются загадки с использованием обобщающих слов. Например:
| Что за птица? Красные лапки, щиплют за пятки.
(Гусь.)
Зверь я горбатый, а нравлюсь ребятам. (Верблюд.) Что за дерево? Стоит Алена, платок зеленый, сарафан белый. (Береза.)
Есть один такой цветок, Не вплетешь его в венок, На него подуй слегка:
Был цветок и нет цветка. (Одуванчик.)
Что за птица? Днем спит, ночью летает и прохожих пугает. (Сова.)
Что за цветок? Золотой глазок, белые реснички.
(Ромашка.)
Что за растение? Не огонь, а жжется. (Крапива.) Что за зверь? На деревьях живет и орешки грызет.
(Белка.)
Что за овощ? Как на него взглянешь, так и заплачешь. (Лук.)
7. Придумывание детьми загадок с использованием обобщающих слов. Дети по одному выходят к столу, берут картинку и незаметно для других рассматривают ее. Затем загадывают загадку об этом предмете с использованием обобщающего слова (например: это домашнее животное, маленькое, пушистое).
В логопедической работе по обогащению словарного запаса особого внимания требует предикативный словарь (глаголы и прилагательные).
В младших классах вспомогательной школы расширение словаря предполагает введение наиболее употребительных глаголов, при этом используются различные игры.
Кто как передвигается
Человек ходит, черепаха ползает, птица летает, лягушка прыгает, заяц скачет, рыба плавает.
Кто как голос подает
Голубь воркует, корова мычит, воробей чирикает, кошка мяукает, петух кукарекает, собака лает, курица кудахчет, свинья хрюкает, гусь гогочет, мышка пищит, утка крякает, волк воет, кукушка кукует, медведь рычит.
Какие звуки издает
Дверь скрипит, ветер свистит, машина гудит, дождь шумит, листья шелестят, ручей журчит.
Кто как ест
Кошка лакает молоко, заяц грызет морковку, теленок сосет молоко, собака грызет кость, корова жует сено, курица клюет зерно и т.д.
Организация взаимодействия с подростками
Основные способы взаимодействия с подростками состоят в том, чтобы анализировать и осмысливать вместе с ним поступки и происходящие события, предоставлять им возможность самостоятельных выборов и решений, побуждать их к самоанализу, самоконтролю, управлению своим поведением. Такие взаимоотношения о ...
Психолого-педагогические основы изучения проблемы
пространственных представлений у старших дошкольников с задержкой психического
развития
Формирование образов окружающего мира у детей с ЗПР осуществляется на основе способности ощущать отдельные простейшие свойства предметов и явлений. Все сведения об окружающем мире и о себе самом человек получает в форме зрительных, слуховых, двигательных, кожных, вкусовых, обонятельных ощущений и в ...
Дидактические принципы Я.А. Коменского по работе «Великая
Дидактика»
Принцип наглядности Он понимал наглядность широко, не только как зрительную, но и как привлечение всех органов чувств к лучшему и ясному восприятию еще и явлений. Им было провозглашено «золотое правило»дидактики: «Все, что только возможно, предоставлять для восприятия чувствами: видимое для восприя ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.