Изучение образовательной системы в социологии носит свой специфический характер. Образование – это основной институт социализации, который проходит каждый член общества.
Особенности российской высшей школы приобрели свои нынешние черты в советский период. Традиционно российское образование отличается фундаментальностью и наличием воспитательной функции. Переход к рыночной экономике пошатнул основы российского образования. Перед вузами встали множественные проблемы. Повышаются требования общества к качеству профессионального образования; меняются геополитические, демографические, правовые, организационные, экономические условия деятельности вузов; появляются новые образовательные технологии, преобразующие концептуальные основы высшего профессионального образования; обостряется борьба на рынке образовательных и научных услуг и за привлечение самых высококвалифицированных преподавателей, материальных и финансовых ресурсов.
Модернизация российского образования призвана, в первую очередь, законодательно отрегулировать деятельность вузов в новых экономических и социальных условиях. В целях повышения качества образования, а также проверки вуза на соответствие ГОС проводится аккредитация вузов. Конкуренция вузов, наличие государственных и негосударственных образовательных учреждений ставит во главу угла «академическое позиционирование» вуза, проблему демонстрации его специфики. Поэтому большое распространение получают рейтинги вузов, их участие в мониторинговых исследованиях и так далее.
Образовательный мониторинг – относительно новое направление в изучении образования. Необходимость его назрела в связи с проблемой:
1) сравнимости показателей вузов и
2) централизованным принятием решений – чтоб принимать эффективные управленческие решения, необходимо обладать информацией о системе в целом.
ФЭПО – федеральный интернет-экзамен в сфере профессиональной подготовки – один из видов мониторинга качества образования. Он проводится с 2005 года, и с каждым годом приобретает все более массовый характер. Несмотря на очень осторожное отношение со стороны научной общественности, ФЭПО позволяет на основании общих критериев оценивать деятельность вузов в части качества образования. Необходимость изучения ФЭПО вызвана необходимостью выявления проблем, встречающихся при проведении интернет-тестирования и поиском путей их решения.
Степень изученности проблемы. Общетеоретические и социологические подходы к исследованию проблемы образования, его ролевые и функциональные характеристики, значение в общественной жизни представлены в работах Е.С. Баразговой, И.В. Бестужева-Лады, Л.Г. Борисовой, Ю.Р. Вишневского, В.А. Дмитриенко, Г.Е. Зборовского, Л.Н. Когана, Л.Ф. Колесникова, Г.Б. Кораблевой, В.Т. Лисовского, A.B. Меренкова, В.Я. Нечаева, Б.С. Павлова, Л.Я. Рубиной, М.Н. Руткевича, В.В. Серикова, В.Н. Турченко, Ф.Р. Филиппова, З.И. Файнбурга, В.Г. Харчевой, Ф.Э. Шереги, В.Н. Шубкина и других.
Немаловажное значение для нашей работы имели методологические исследования проблемы образования в педагогике, которые осуществляли A.C. Белкин, Л.А. Беляева, Б.М. Бим-Бад, С.Г. Вершловский, Б.З. Вульфов, Б.С. Гершунский, B.C. Леднев, А.Н. Леонтьева, Т.Н. Мальковская, A.B. Петровский, В.Д. Семенов, И.Ф. Харламов, Г.П. Щедровицкий.
Проблемы высшего образования, его современное состояние и перспективы развития рассматривались в работах Л. Амбаевой, Т. Бархатовой, В. Зернова, Г.Н. Мотова, В.Г. Наводнова, М.В. Петропавловского, Г. Шило.
При анализе качества высшего образования, мы опирались на теоретико-методологические разработки таких авторов, как В.А. Кальней, В. Качалов, В.П. Панасюк, Б. Прудковский, А. Субетто, С.Е. Шишов, Е.А. Шуклина, Ю. Яковлев и другие. Существенное методологическое и методическое значение для анализа проблемы имели подходы, заложенные в исследованиях В.П. Беспалько, A.C. Запесоцкого, А.П. Егоршина, В. Моисеева, Л. Романовой, А. Савельевой, М. Поташник, Б. Прудовского и др.
За рубежом мониторинг достаточно давно используется в социологии, в психологии, в образовании (П. Графманс, Д. Барсун, Б. Блум, Д. Вилмс, П. Мортимор, Л. Андерсон, К. Гриппе, С. Брокфилд, Н. Гронлунд и др.).
Среди отечественных исследователей этой проблемой занимаются А.Н. Майоров, Л.Б. Сахарчук, Н.А. Селезнева, Д.Ш. Матрос, Д.М. Полев, А.И. Субетто, А.И. Севрук. Появились работы, связанные с применением мониторинга в общеобразовательном учреждении (В.А. Кальней, С.Е. Шишов), и работы, в которых концепция мониторинга переносится в высшую школу (М.В. Миронова).
Федеральный интернет-экзамен объектом анализа становится редко. Можно назвать работы В. Киселевой, В. Наводнова, К. Новоселовой, в которых обосновывается необходимость проведения ФЭПО, выделяются его функции при оценке качества образования.
Объектом исследования в нашей работе выступает федеральный интернет-экзамен. Предмет – специфические особенности проведения ФЭПО в УдГУ.
Целью работы можно обозначить анализ особенностей проведения ФЭПО в УдГУ с акцентом на его специфику как мониторингового исследования качества образования.
Задачи исследования:
Выявить специфические характеристики модернизации российского образования.
Концептуализировать понятие «образовательный мониторинг».
Обозначить функции проведения ФЭПО.
Выявить отношение преподавателей к ФЭПО.
Проанализировать отношение студентов к интернет-экзамену.
Основными методом теоретической части работы является анализ литературы, эмпирической – опрос студентов и преподавателей УдГУ.
Методические основы изучения обратных тригонометрических функций
Обучение – это, прежде всего, процесс целенаправленной, организованной, планомерной познавательной деятельности учащихся под руководством педагогов. Основная цель современной школы – создать такую систему образования, которая бы обеспечивала образовательные потребности личности в соответствии с её ...
Основные направления логопедической работы по формированию словоизменения
существительных у младших школьников с дисграфией
Начинать коррекционную работу следует с психотерапии, она является не вспомогательным, а одним из ведущих приемов коррекции расстройств письменной речи. Основные задачи психотерапевтической работы при различных расстройствах заключаются в мобилизации ребенка на активное участие в коррекционной рабо ...
Структура процесса обучения и особенности его
этапов
В процессе обучения отдельному двигательному действию (независимо от объекта усвоения – действия, операции, так называемой основы техники или её деталей) можно выделить три этапа, содержащие определенные стадии усвоения учебного материала. Работа на этих этапах отличается по существу решаемых задач ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.