Мониторинг качества образования – непрерывное мероприятие, позволяющее на местном уровне, с необходимой степенью глубины и полноты, оперативно прогнозировать и корректировать развитие системы образования. Одним из важных элементов подготовки вуза к комплексной оценке является процедура самообследования, предполагающая оценку качества подготовки студентов.
Обычно такая процедура происходит в виде тестирования (аттестация). Компьютерное тестирование знаний учащихся признается многими исследователями одной из основных технологий сбора мониторинговой информации о качестве образования (преподавания, обучения).
Специфика развития тестирования как формы мониторинга образования в России обусловлена несколькими причинами. Во-первых, в России тестирование долгое время было запрещено нормативными документами и, в результате, приходится догонять другие страны в этой технологической области. Во-вторых, период развития технологий компьютерного тестирования пришелся в России на период экономического кризиса.
Такая форма мониторинга требует от вуза больших усилий на разработку тестовых материалов, их сертификацию, обучение персонала, способного не только корректно провести педагогические измерения и обработать его результаты, но и грамотно их проанализировать и интерпретировать. Однако проводимые педагогические измерения по разным тестовым материалам и в разное учебное время не позволяют корректно сравнивать результаты не только с другими вузами, но даже порой и с главным критерием – государственными образовательными стандартами (ГОС). Огромные усилия дают минимальный эффект. В связи с этим надо признать, что критика сложившейся практики во многом является обоснованной.
Более того, сложившаяся практика не в полной мере отвечает «букве закона». Согласно Закону «Об образовании» (статья 33, п. 20), целью аттестации является установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников вуза требованиям ГОС. Условием аттестации образовательного учреждения являются положительные результаты итоговой аттестации не менее чем половины его выпускников в течение трех последовательных лет. Таким образом, закон предполагает не разовый «срез» остаточных знаний, а их мониторинг в течение как минимум трех лет.
Кроме того, обязательным условием самообследования и аттестации является проведение аттестационных педагогических измерений, во-первых, по всем аттестуемым основным образовательным программам (ООП), во-вторых, по всем циклам дисциплин каждой ООП и, наконец, не менее чем по трем дисциплинам циклов ГСЭ и ЕН и не менее чем по пяти дисциплинам циклов ОПД и СД.
При этом контроль знаний студентов для целей аттестации имеет определенные особенности, связанные с:
объектом оценивания – учебные достижения группы, курса, всех студентов ООП (но не личные достижения отдельных студентов);
видом контроля – контроль «остаточных» знаний (после изучения дисциплины, цикла дисциплин);
содержанием контроля – оценка всех элементов (дидактических единиц) содержания дисциплины (или цикла дисциплин) по ГОС на заданном уровне;
шкалой оценивания – бинарная оценка (усвоил – не усвоил);
характером процедуры – массовое оценивание в ограниченные сроки.
Таким образом, имеющиеся в вузах тестовые и контрольные материалы, созданные для оценки текущей успеваемости студентов, их достижений и дифференциации по пятибалльной шкале оценок, как правило, не могут быть использованы в целях аттестации отдельных образовательных программ и вуза в целом.
Нельзя не учитывать и факт субъективизма при определении уровня сложности и приоритетности отдельных заданий в тестовых материалах, оценке и интерпретации результатов.
Помощь вузам в проведении самообследования мог бы обеспечить в данном случае единый федеральный банк измерительных материалов и единая технология обработки результатов. Такой подход позволил бы реализовать принципы открытости и прозрачности оценочных процедур, привлечь к разработке, корректировке и широкому обсуждению академический потенциал высших учебных заведений и, что возможно наиболее актуально сегодня, на деле обеспечить требование независимости процедуры оценки, как от органов управления образованием, так и от вуза.
Как первый шаг с целью устранения сложившихся противоречий и оказания централизованной помощи учебным заведениям Национальное аккредитационное агентство в сфере образования (Росаккредагентство) предлагает вузам, проводящим самообследование, использовать возможности федерального интернет-экзамена, проводимого дважды в год – во время зимней (декабрь-январь) и летней (май-июнь) сессий.
Ознакомление старших дошкольников с
произведениями С.А. Есенина
На данном этапе было выделено две группы испытуемых: экспериментальная и контрольная группы. В экспериментальной группе был проведен составленный нами комплекс упражнений направленных на развитие восприятия лирических произведений у детей старшего дошкольного возраста. В занятиях использовались раз ...
Исследование направленности учебной мотивации
Исследование направленности учебной мотивации представлено в виде графика 5. Анализируя полученные данные можно сделать вывод, что в гимназических классах количество детей с выраженным доминированием внутренней мотивации примерно одинаково: 6 «А» - 58%, 6 «Г» - 52%. Данные по классам возрастной нор ...
Нормативно-правовая база деятельности социального педагога
коррекционного учреждения
Важнейшим благом для человека являются его права и свободы. Защита этих прав и свобод, социальная защита населения и механизм реализации её базируются конституционно-правовых установлениях и международных актах о правах и свободах человека. Международные правовые документы о гражданских, политическ ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.