Необходимость внешнего мониторинга знаний студентов обусловлена несколькими причинами. Во-первых, ФЭПО позволит упростить процедуру оценки качества образования в конкретном вузе. Единство критериев оценки дает возможность сравнивать качество образования по одной дисциплине как на уровне вуза (между различными специальностями), так и на межвузовском и международном уровне. Студенты одной специальности разных вузов по всей стране, используя современные компьютерные технологии, оцениваются по одним и тем же аттестационным педагогическим измерительным материалам (АПИМы) в одно и тоже время. Во-вторых, ФЭПО позволит объективно оценить степень соответствия содержания и уровня подготовки студентов требованиям государственных образовательных стандартов. В-третьих, прозрачность процедуры, единый банк измерительных материалов и технология обработки результатов обеспечит независимую оценку вуза при самообследовании и подготовке к аккредитации.
В мае 2005 года в интернет-тестировании приняло участие 58 вузов из 31 региона Российской Федерации. В декабре 2009-го - январе 2010-го – уже 1344 вузов и 670 ссузов и вузов, реализующих программы СПО, из 81 региона РФ; а также вузы и филиалы вузов из Кыргызской Республики, Республики Беларусь, Украины, Республики Казахстан, Республики Молдавия, Приднестровской Молдавской Республики, Японии, Британских Виргинских островов.
Интернет-экзамен может проводиться в двух режимах.
В режиме on-line в одно и тоже время студенты выполняют задания в специально разработанной программной оболочке – Тест Экзаменатор в среде Интернет. По результатам выполнения экзаменационного АПИМ студент получает «оценки» – процент правильно выполненных заданий и процент освоенных дидактических единиц ГОС по данной дисциплине. По окончанию экзамена группы (или всего потока) в режиме on-line формируется рейтинг-лист. Вся аналитическая информация поступает в вуз в виде информационно-аналитической карты после окончания экзамена по всей стране.
В режиме off-line в вуз по электронной почте высылается (зашифрованный) пул заданий и программная оболочка ТестЭкзаменатор. Студенты в этом случае также выполняют задания за компьютером, но результаты получают на следующий день после отсылки результатов для проверки в Росаккредагентстве. Интегральная информация, как и в первом случае, поступает в вуз в форме информационно-аналитической карты после окончания экзамена по всей стране.
Информационно-аналитическая карта вуза представляет собой аналитический отчет (несколько десятков, а для большого вуза – сотен страниц) о результатах выполнения заданий АПИМ образовательными программами вуза. Аналитика приводится в двух направлениях: сравнение результатов с государственными образовательными стандартами; сравнение результатов по отдельной программе вуза на фоне статистики всех однопрофильных программ, участвующих в экзамене.
Материалы составляются таким образом, чтобы можно было проанализировать степень освоения студентами всей совокупности дидактических единиц дисциплины. При этом вуз не только получает ответ о выполнении студентами ГОС, но и, в случае невыполнения, перечень дидактических единиц, которые не были освоены. Таким образом, проводится массовая диагностика степени усвоения студентами учебного материала – по каждому студенту, учебной группе, образовательной программе; по каждой учебной дисциплине и циклу дисциплин. Подобный анализ позволяет преподавателям, заведующим кафедрами, деканам и ректорату корректировать учебный процесс (рабочие учебные планы, расписание и т.п.) с целью обязательного выполнения ГОС.
С другой стороны, собранная статистика по результатам выполнения дидактических единиц ГОС студентами большого количества вузов страны, позволит разработчикам стандартов третьего поколения откорректировать стандарты не только лишь на основе собственного опыта.
Собранная статистика результатов выполнения АПИМ всех однопрофильных программ, участвующих в экзамене, представляет руководству вуза незаменимый (и независимый!) материал для диагностики качества подготовки в вузе по всем образовательным программам в разрезе отдельных дисциплин по каждому циклу.
Опыт показывает, что вузы рассматривают интернет-экзамен не как альтернативу обычному экзамену, а как его дополнение. Выполнил интернет-экзамен – значит, освоил базовый уровень подготовки, т.е. в традиционной шкале оценок – на «троечку». Для получения «четверки» и «пятерки» необходимо показать творческий подход к предмету, который может быть оценен при экзамене, проводимом преподавателями.
Понятия «компетентность» и «компетенция»
Обычно под компетентностью понимается некая интегральная способность решать возникающие в различных сферах жизни конкретные проблемы. Но такая способность, непременно, предполагает наличие знаний. Главная идея компетентностного подхода состоит, как считает А.Л. Андреев, в том, что «нужно не столько ...
Индивидуально - дифференцированный подход к детям с нарушением зрения: о
чем необходимо помнить родителям и педагогам
Как было сказано выше, одним из условий качественного обучения, воспитания, развития, абилитации и реабилитации детей с нарушением зрения является правильный индивидуально - дифференцированный подход к детям с нарушением зрения. В этой связи очень важным оказывается точное понимание специалистами и ...
Особенности организации взаимодействия учителя с учащимися с учетом
психологической проблемы
Теоретические исследования и практический опыт показывают, что знание предмета оказывается более прочным, когда предмет учебной деятельности выступает как средство общения. Правильное соотношение деятельности и общения позволяет органично сочетать обучающую и воспитывающую функции учебного процесса ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.