Удмуртский государственный университет участвует в федеральном интернет-экзамене с 2005 года, что позволяет говорить об определенном опыте подготовки и проведения такой формы внешнего контроля качества знаний студентов.
На результаты тестирования влияет множество факторов, для выявления которых необходимы дополнительные исследования. Важность изучения мнения преподавателей относительно ФЭПО обусловлена тем, что преподаватель играет ключевую роль в образовательном процессе. Преподавание, особенно в вузе, требует большой личной заинтересованности, и любые нововведения в образовании в первую очередь должны быть приняты преподавательским составом, пользоваться его поддержкой.
В ходе проведенного социологического исследования был произведен анализ мнения преподавателей университета по отношению к ФЭПО, выявлены проблемы в организации и проведении интернет-экзамена, мнение преподавателей относительно степени соответствия результатов федерального интернет-экзамена специфике дисциплины и качеству знаний студентов, рекомендации по дальнейшему проведению ФЭПО.
Круг задач исследования сводится к следующему:
Выявить степень участия преподавателей УдГУ в ФЭПО;
Определить, как преподавателями осуществляется подготовка к ФЭПО;
Выявить отношение преподавателей к процессу проведения интернет-экзамена;
Выявить и проанализировать способы доведения и анализа результатов ФЭПО;
Выявить мнение преподавателей по вопросу соответствия результатов федерального интернет-экзамена организации учебного процесса и работе студентов;
Определить круг основных проблем в организации и проведении федерального интернет-экзамена и сформулировать рекомендации по их решению.
1. Степень участия преподавателей УдГУ в ФЭПО. Социологическое исследование отношения преподавателей УдГУ к ФЭПО проводилось в марте 2009 года. В ходе исследования было опрошено 97 преподавателей 17 факультетов университета УдГУ (см. приложение 4), принимавших участие в федеральном интернет-экзамене, в их числе 7 профессоров, 20 старших преподавателей, 30 доцентов, 6 заведующих кафедрами, 3 ассистента, 1 заведующий лабораторией, 1 заместитель декана, 1 лаборант, 1 организатор ФЭПО. 27 преподавателей своей должности не указали.
По результатам опроса, преподаватели УдГУ принимали участие в федеральном интернет-экзамене в среднем два-три раза из семи проведенных ранее ФЭПО. Чуть больше половины преподавателей участвуют в интернет-экзамене регулярно. Что говорит, во-первых, об интересе преподавателей к проводимому экзамену, во-вторых, о том, что результаты тестирования, скорее всего, используются преподавателями в педагогической деятельности.
Чаще всего преподаватели участвуют в ФЭПО посредством проведения консультирования студентов и репетиционного тестирования, а также анализа тестовых заданий и подготовки письменных отчетов, причем эти формы участия встречаются в ответах намного реже.
2. Подготовка к тестированию. Подготовка к федеральному интернет-экзамену предполагает не только консультирование студентов, но и ознакомление с тестовыми материалами самих преподавателей. Большинство преподавателей (около 70%) ознакомились с материалами для тестирования на сайте УМД.
Таблица 1
Способ ознакомления с материалами для тестирования
Способ ознакомления |
Частота |
Процент, % |
в деканате |
23 |
23,7 |
на сайте |
68 |
70,1 |
не был ознакомлен |
12 |
12,4 |
свой вариант |
3 |
3,1 |
Всего |
96 |
99,0 |
Пропущенные |
1 |
1,0 |
По мнению преподавателей, наиболее необходимыми методическими материалами являются демонстрационные варианты тестовых заданий (75,3%), а также структура тестовых материалов (51,5%). Преподаватели отметили важность методических рекомендаций (37,1%), которые разрабатываются чаще всего преподавателями УдГУ (22,7%), а также полезность издаваемых методических пособий для студентов (24,7%).
Наличие развитой базы тестовых заданий для рубежного, текущего и итогового контроля, позволяет преподавателям разрабатывать материалы для помощи в подготовке к ФЭПО. У большинства преподавателей есть разработанные тестовые задания для проведения рубежного, текущего и итогового контроля (87,6%), из них по всем темам – 30,9%, по некоторым – 56,7%.
Концептуальные основы образовательного стандарта по
истории
Новизна стандарта по истории связана с реализацией личностно ориентированного, деятельностного, практикоориентированного подходов. Личностная ориентация образовательного процесса предполагает приоритет воспитательных и развивающих целей исторического образования. История не только открывает перед ш ...
Искусство воспитания
Главная цель развития личности - возможно более полная реализация человеком самого себя, своих способностей и возможностей, возможно более полное самовыражение и самораскрытие. Но эти качества невозможны без участия других людей, они невозможны путем противопоставления себя людям, они абсолютно нев ...
Место дидактической игры в развитии дошкольников
Значение игры в воспитании ребенка рассматривается во многих педагогических системах прошлого и настоящего. Большинство педагогов расценивают игру как серьезную и нужную для ребенка деятельность. В истории зарубежной и русской педагогической науки сложилось 2 направления использования игры в воспит ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.