– ориентация на процесс, а не на результат учебной деятельности (составление планов своей работы, связывание отдельных действий в систему, усиление адекватных критических суждений ученика, ориентация на предыдущие успехи обучаемого);
– укрепление собственно умения учиться (расширение запаса знаний, устранение пробелов в знаниях, обучение выполнению действий по инструкции и в последовательности, опора на наглядность, планы, схемы, проговаривание своих действий).
Более эффективным является формирование гимназических классов не при наборе в школу, а при переходе в среднее звено, когда мотивационная сфера ребенка становится более устойчивой.
Успешность учебной деятельности зависит от многих психологических и педагогических факторов. Важнейшими среди них являются мотивационный и интеллектуальный факторы (В.Н. Мясищев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, А.К. Маркова, Н.Ф.Т алызина). Нет никаких оснований недооценивать влияния уровня интеллектуального развития личности на успешность учебной деятельности. Однако, отдельные экспериментальные исследования заставляют пересмотреть роль и значение учебной мотивации в соотношении мотивационного и интеллектуального факторов. Так, данные, полученные в некоторых психолого-педагогических исследованиях (А.А. Реан, В.А. Якунин, Н.И. Мешков), позволяют говорить, что высокий уровень развития учебной мотивации может играть роль компенсаторного фактора в случае недостаточно высоких специальных способностей или недостаточного запаса у учащегося требуемых знаний, умений и навыков. В обратном направлении компенсаторный механизм не работает: никакой высокий уровень способностей не может компенсировать отсутствие или низкую учебную мотивацию, и, соответственно не может привести в этом случае к высокой успешности учебной деятельности. Таким образом, фактор мотивации имеет большее значение для успешной учебы, чем фактор интеллекта. Это требует соответствующего мотивационного обеспечения учебного процесса. Особенности обучения в гимназических классах, такие как, большая нагрузка, углубленное изучение предметов и высокий уровень знаний, способствует формированию различных типов учебной мотивации учащихся, связанных как с желанием, так и с необходимостью получать глубокие знания. Знание и учет особенностей учебной мотивации гимназистов позволит учителю реально повысить эффективность учебного процесса и осуществлять личностно-ориентированное обучение в гимназии.
Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы.
Модификация Прихожан А. Бланк методики
Фамилия, имя _ Школа Возраст Класс _ Дата проведения _ |
Инструкция: Ниже приведены утверждения, которые люди используют для того, чтобы рассказать о себе. Прочтите внимательно каждое предложение и обведите кружком одну из цифр, расположенных справа, в зависимости от того, каково ваше обычное состояние на уроках в школе, как вы обычно чувствуете себя там. Нет правильных или неправильных ответов. Не тратьте много времени на одно предложение, но старайтесь, как можно точнее ответить, как вы себя обычно чувствуете.
№ |
Почти никогда |
Иногда |
Частно |
Почти всегда | |
1. |
Я спокоен |
1 |
2 |
3 |
4 |
2. |
Мне хочется узнать, понять, докопаться до сути |
1 |
2 |
3 |
4 |
3. |
Я разъярен |
1 |
2 |
3 |
4 |
4. |
Я падаю духом, сталкиваясь с трудностями в учебе |
1 |
2 |
3 |
4 |
5. |
Я напряжен |
1 |
2 |
3 |
4 |
6. |
Я испытываю любопытство |
1 |
2 |
3 |
4 |
7. |
Мне хочется стукнуть кулаком по столу |
1 |
2 |
3 |
4 |
8. |
Я стараюсь получать только хорошие и отличные оценки |
1 |
2 |
3 |
4 |
9. |
Я раскован |
1 |
2 |
3 |
4 |
10. |
Мне интересно |
1 |
2 |
3 |
4 |
11. |
Я рассержен |
1 |
2 |
3 |
4 |
12. |
Я прилагаю все силы, чтобы добиться успеха в учебе |
1 |
2 |
3 |
4 |
13. |
Меня волнуют возможные неудачи |
1 |
2 |
3 |
4 |
14. |
Мне кажется, что урок никогда не кончится |
1 |
2 |
3 |
4 |
15. |
Мне хочется на кого-нибудь накричать |
1 |
2 |
3 |
4 |
16. |
Я стараюсь все делать правильно |
1 |
2 |
3 |
4 |
17. |
Я чувствую себя неудачником |
1 |
2 |
3 |
4 |
18. |
Я чувствую себя исследователем |
1 |
2 |
3 |
4 |
19. |
Мне хочется что-нибудь сломать |
1 |
2 |
3 |
4 |
20. |
Я чувствую, что не справлюсь с заданиями |
1 |
2 |
3 |
4 |
21. |
Я взвинчен |
1 |
2 |
3 |
4 |
22. |
Я энергичен |
1 |
2 |
3 |
4 |
23. |
Я взбешен |
1 |
2 |
3 |
4 |
24. |
Я горжусь своими школьными успехами |
1 |
2 |
3 |
4 |
25. |
Я чувствую себя совершенно свободно |
1 |
2 |
3 |
4 |
26. |
Я чувствую, что у меня хорошо работает голова |
1 |
2 |
3 |
4 |
27. |
Я раздражен |
1 |
2 |
3 |
4 |
28. |
Я решаю самые трудные задачи |
1 |
2 |
3 |
4 |
29. |
Мне не хватает уверенности в себе |
1 |
2 |
3 |
4 |
30. |
Мне скучно |
1 |
2 |
3 |
4 |
31. |
Мне хочется что-нибудь сломать |
1 |
2 |
3 |
4 |
32. |
Я стараюсь не получить двойку |
1 |
2 |
3 |
4 |
33. |
Я уравновешен |
1 |
2 |
3 |
4 |
34. |
Мне нравится думать, решать |
1 |
2 |
3 |
4 |
35. |
Я чувствую себя обманутым |
1 |
2 |
3 |
4 |
36. |
Я стремлюсь показать свои способности и ум |
1 |
2 |
3 |
4 |
37. |
Я боюсь |
1 |
2 |
3 |
4 |
38. |
Я чувствую уныние и тоску |
1 |
2 |
3 |
4 |
39. |
Меня многое приводит в ярость |
1 |
2 |
3 |
4 |
40. |
Я хочу быть среди лучших |
1 |
2 |
3 |
4 |
Особенности развития лексико-грамматического строя речи
В ходе общего развития ребенок постепенно овладевает языковыми средствами общения: происходит накопление его словарного запаса (лексического строя), формирование системы различных форм слов и словосочетаний (грамматического строя). Лексико-грамматический строй речи – характеризующийся единством лек ...
Особенности пространственной ориентировки детей
Ориентировка в пространстве требует умения пользоваться какой-либо системой отсчета. В период раннего детства ребенок ориентируется в пространстве на основе так дошкольного называемой чувственной системы отсчета, т. е, по сторонам собственного тела. В дошкольном возрасте ребенок осваивает словесную ...
Система воспитания, обучения и реабилитации детей с нарушениями интеллекта
В нашей стране создана дифференцированная система специальных дошкольных учреждений для детей с нарушениями интеллекта (умственно отсталых). В соответствии с характером нарушений и степенью их выраженности дети воспитываются в специальных (коррекционных) учреждениях, находящихся в введении Министер ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.