В начальной школе дети должны получить определенную систему знаний о неживой и живой природе. Поскольку основным методом изучения природы являются непосредственные наблюдения ее различных компонентов, содержание этих наблюдений должно быть систематизировано.
Наблюдение - это целенаправленное восприятие предметов и явлений природы, в процессе которого выделяют общие и отличительные признаки, устанавливают закономерности и на основе этого делают определенные выводы и обобщения. В процессе наблюдения у учащихся формируются умения наблюдательности (умения видеть, подмечать, объяснять явления природы).
Дипломная работа основана на выявление познавательного значения экскурсий на развитие наблюдательности младших школьников, что и послужило основой выбранной темы "Роль экскурсий в развитии наблюдательности у младших школьников", которая актуальна и значима на сегодняшний день.
В процессе проделанной работы была проанализирована научно - методическая и психолого-педагогическая литература. В соответствии с темой дипломной работы был подобран методический материал, на основе которого разработаны и апробированы уроки-экскурсии с целью развития наблюдательности у младших школьников. Работа по проведению экскурсий была полезной и интересной. Помимо проанализированной литературы в работе применялись систематизированные знания и умения, полученные при изучении специальных дисциплин.
Таким образом, в ходе дипломной работы была решена следующая цель: определить и обосновать роль экскурсий в развитии наблюдательности у младших школьников.
Для реализации поставленной цели были решены следующие задачи:
определить особенности психических процессов младших школьников;
изучить и проанализировать методику внедрения экскурсий в процесс естественнонаучного обучения младших школьников;
разработать и внедрить в процесс естественнонаучного обучения серию природоведческих экскурсий с использованием психолого-педагогических приемов, способствующих развитию наблюдательности младших школьников.
В процессе работы над дипломным проектом были использованы следующие методы исследования:
анализ педагогической и методической литературы;
наблюдения;
опытно-экспериментальный;
беседа;
тестирование.
Теоретическая значимость выполненной работы состоит:
в значимости роли экскурсий в развитии наблюдательности у младших школьников;
в обосновании наблюдательности как одной из психологических особенностей младшего школьного возраста.
Практическая значимость исследования состоит:
в составлении методической части дипломной работы, которая может быть использована другими учителями;
возможности использования исследуемых материалов как методическое пособие для написания дипломной работы по использованию экскурсий, с целью развития наблюдательности у младших школьников.
Программа социально-педагогических мероприятий
коррекции агрессивного поведения подростков
Данная программа составлена для подростков 12-15 лет. Программа коррекции агрессивного поведения подростков предназначена для расширения базовых социальных умений детей с агрессивным поведением. Задачи программы: Обучить подростков приёмам общения, стимулируя развитие их коммуникативной культуры. С ...
Специфика лексического развития детей со стертой дизартрией
При изучении особенностей лексики у детей с речевой патологией перспективным и значимым является психолингвистический подход, а также современные представления о процессе развития лексики и различных аспектах ее изучения: о структуре значения слова и ее развитии в онтогенезе, о семантических полях ...
Методы, условия, средства развития ловкости
Ловкостью называется способность быстро овладевать новыми движениями и их сочетаниями, а так же умение действовать в изменяющихся условиях правильно, быстро и находчиво. То есть ловкость зависит от пластичности и подвижности нервной системы и её умения адаптироваться к изменяющимся условим внешней ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.