Заранее наметить и продуктивную деятельность, которая будет использована в процессе наблюдения.
Тематика экскурсий определяется программой по естествознанию. По тематике все экскурсии можно разделить на следующие группы:
ознакомление с разнообразием органического мира, наблюдения за явлениями природы в различное время года;
ориентирование на местности, ознакомление с формами земной поверхности, топонимикой, полезными ископаемыми своей местности;
экологические экскурсии по изучению приспособленности организмов к среде обитания, различных видов природных сообществ, ознакомлению с природным богатством своего края и проблемам охраны окружающей среды;
экскурсии в краеведческий музей, на выставки, производства.
Итак, значение экскурсий в том, что они связывают учебный материал с местными природными и общественными явлениями, которые непосредственно наблюдают школьники. Ученик приближается к первоисточнику человеческих знаний - реальной окружающей действительности.
Проведенный анализ учебных программ, методических рекомендаций и их использование убеждает в актуальности данного исследования, доказывает необходимость создания новых методик по использованию экскурсий в развитии наблюдательности у младших школьников.
Научное исследование было проведено с целью подтверждения значения прямых контактов с природой на уровень природоведческих знаний и умений детей, на получение эмпирических подтверждений (или опровержений) целесообразности использования экскурсий в развитии наблюдательности у младших школьников.
Исследование проводилось на базе СОШ №26 г. Благовещенска в 3 "Д" классе (учитель Погорелова Н. А) в период с сентября по декабрь, включительно, 2005 года. В эксперименте участвовало 24 учащихся.
В работе использовались методы и приемы научно-педагогических исследований, такие как: педагогическое наблюдение, письменный опрос, тестирование. Обработка экспериментальных материалов проводилась в виде подсчета абсолютных цифровых данных и выражения их в относительных единицах (процентах). Результаты количественной обработки получили табличное и графическое оформление.
Первый этап (констатирующий) научного исследования был проведен с целью выявления первоначального уровня наблюдательности у младших школьников. С этой целью детям был предложен ряд заданий. Время выполнения заданий не ограничивалось.
Для выполнения первого задания "Разукрась сороку" ученикам раздавались листы с контурами птицы. Перед учащимися ставилась цель вспомнить, как выглядит сорока (ее окраска), т.к они не раз за ней наблюдали, и разукрасить ее (см. Приложение).
При выполнении второго задания ученики должны были написать основные признаки высших и низших растений по результатам материала предыдущего урока с целью выявить насколько дети были на уроке наблюдательны и усвоили материал.
В обработке экспериментальных данных были использованы следующие критерии уровней развития наблюдательности:
1 уровень - полный правильный ответ;
2 уровень - правильный неполный ответ;
3 уровень - неправильный ответ или нет ответа.
В первом случае считаем полным правильным ответом, если основные разукрашенные части тела сороки (грудка, крылья, бока, спинка, хвост) совпадают с окраской сороки. Неполным правильным ответом мы считаем правильно разукрашенные части тела, но по количеству не совпадающие с указанным и допускающие от 1 до 2 неправильно разукрашенных частей тела. Неправильный ответ или нет ответа - содержащий от 3 до 5 неправильно разукрашенных частей или вообще не разукрашенные рисунки.
Во втором случае, мы считаем полным правильным ответом, если дети указали все признаки высших и низших растений (корень, листья, стебель, семена, цветки, чем размножаются). Неполным правильным ответом мы считаем правильно указанные признаки растений, но по количеству не совпадающие с указанным и допускающие не более 2 неправильно указанных признаков. Неправильный ответ или нет ответа - содержащий не более 4 неправильно указанных признаков или они не указаны вообще.
Консультативно-просветительское и профилактическое направление
Работа по данному направлению обеспечивает оказание педагогам и родителям помощи в воспитании и обучении ребенка с ЗПР. Психилог разрабатывает рекомендации в соответствии с возрастными и индивидуально-и\типическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья, проводит м ...
Психологические особенности формирования личности младшего школьника
В данном параграфе будут отражены основные характеристики формирования личности младших школьников и их психологические особенности. Младший школьный возраст – возраст достаточно заметного формирования личности. Для него характерны новые отношения со взрослыми и сверстниками, включение в целую сист ...
Особенности психологического развития детей младшего школьного возраста
Возраст от 6 до 11 лет является чрезвычайно важным для психического и социального развития ребенка. Во-первых, кардинально изменяется его социальный статус — он становится школьником, что приводит к перестройке всей системы жизненных отношений ребенка. У него появляются обязанности, которых ранее н ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.