Педагогика и образование » Роль экскурсий в развитии наблюдательности у младших школьников » Анализ программ по естествознанию с точки зрения экскурсионного движения и формирования наблюдательности

Анализ программ по естествознанию с точки зрения экскурсионного движения и формирования наблюдательности

Страница 7

При обработке полученных данных, мы получили следующие результаты, которые представлены в таблице 9.

Таблица 9

Уровни развития наблюдательности

№ задания

1 уровень

2 уровень

3 уровень

1.

0 человек

0%

13 человек

54,2%

11 человек

45,8%

2.

2 человека

8,3%

12 человек

50%

10 человек

41,7%

Результаты данного констатирующего эксперимента показали, что у учащихся 3 "Д" класса низкий уровень развитости наблюдательности.

Таким образом, исследование, проведенное с целью выявления состояния у учащихся начальных классов такого качества личности как наблюдательность, позволяет сделать определенные выводы.

В целом такое качество личности как наблюдательность у большинства учащихся 3 "Д" класса недостаточно развито.

Учащиеся анкетируемого класса показали слабую развитость наблюдательности (учащиеся разукрасили правильно не все части тела сороки или разукрасили части тела неверно; слабо развиты умения различать признаки высших и низших растений) в связи с недостаточным использованием экскурсий для развития наблюдательности.

На наш взгляд, основной причиной низкого уровня развитости наблюдательности детей является редкие и нерегулярные контакты с объектами живой природы.

Следующий этап педагогического исследования направлен на получение эмпирических подтверждений (или опровержений) целесообразности использования экскурсий в развитии наблюдательности у младших школьников.

В связи с этим опытно-экспериментальным путем была проведена проверка выдвинутой гипотезы, в частности, ее положение о том, что систематическое проведение природоведческих экскурсий с использованием серии психолого-педагогических приемов окажут положительное влияние на развитие наблюдательности как качество личности младшего школьника.

Основной задачей обучающего эксперимента явилось состояние и апробирование в школе серии учебных природоведческих экскурсий с выполнением ряда заданий направленных на развитие наблюдательности.

Большое значение придавалось сочетанию методов обучения, таких как: наблюдение, беседа.

По программе Плешакова А.А. "Мир вокруг нас" 3 класс было проведено 10 уроков по основным разделам: "Что такое природа. Многообразие природы", "Изменения в природе под влиянием человека", "Круговорот воды в природе", "Разнообразие растений", "Разнообразие животных", "Размножение животных", "Кто что ест", "Охрана животных", "Великий круговорот жизни".

Соответственно темам уроков было проведено 4 экскурсии. Нами предлагаются разработки 2-х конспектов экскурсий (см. Приложение 2,3)

Фрагменты экскурсий, содержащие задания на развитие наблюдательности предлагаем по темам: "Что такое природа. Многообразие природы"; "Изменения в природе под влиянием человека".

Фрагмент экскурсии по теме "Что такое природа. Многообразие природы".

Цель: укрепить знания детей о живой и неживой природе.

Задачи:

1. обобщить знания детей о природе;

2. рассмотреть взаимосвязь в природе;

3. показать значение окружающей природы для человека.

Место проведения: Первомайский парк г. Благовещенска.

Ход экскурсии:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Изучение нового материала

- Мы с вами находимся в Первомайском парке и наша задача быть очень внимательными и понаблюдать за окружающей природой.

Оглянитесь вокруг, посмотрите на окружающую природу. Что вы видите?

Да, все это природа. Ее многообразие поражает и восхищает людей.

На какие две группы делится природа?

Оглянитесь вокруг и скажите, что относится к живой природе, а что к неживой.

Я сейчас буду загадывать загадки, а вы, отгадав ее, говорите к какой природе относится.

От цветка к цветку порхает

Утомится - отдыхает.

Бродит одиноко огненной око,

Всюду, где бывает,

Взглядом согревает.

С ветки - на тропинку,

С травки - на былинку

Прыгает пружинка,

Зеленая спинка.

Что же это за девица?

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год.

Вы смогли отличить живую и неживую природу. Чем отличается живая и неживая природа?

На какие царства делится живая природа?

Назовите и покажите царство растений.

Назовите царство животных.

Царство грибов.

Мы можем сказать, что в природе все взаимосвязано, а как расскажите мне.

Да совершенно верно, таким образом, живая природа взаимодействует с неживой природой.

Какое значение природа играет для людей?

Так какой вывод мы можем сделать?

Солнце, бабочки летают, деревья, трава.

На живую и неживую.

К неживой природе относятся: солнце, воздух, вода, полезные ископаемые. К живой природе относятся: человек, животные, растения, грибы, микроорганизмы.

Бабочка, относится к живой природе.

Солнце (дети показывают на солнце), относится к неживой природе.

Кузнечик, относится к живой природе.

Елка - живая природа.

Живые существа в отличии от неживой природы дышат, питаются, растут, развиваются, размножаются, умирают.

Царство растений, царство животных, царство грибов.

Трава; кустарники; деревья: береза, ель, сосна, клен и т.д.

Белка, бабочка, сорока, лев, тигр, медведь, суслик и т.д.

Все микроорганизмы, грибы: подберезовик, лисички, белый гриб и т.д.

Растениям необходимо тепло и свет, вода. Растения очищают воздух. Они служат животным пищей, а многие животные распространяют плоды и семена растений.

Природа дает людям древесину, хлопок, шерсть, лекарства и т.д.

Природа многообразна, в ней все взаимосвязано. Живая природа не может существовать без неживой природой, они взаимосвязаны. Природа имеет большое значение для человека.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Еще по теме:

Организация творческой деятельности младших школьников для развития творческих способностей
Материалы исследований, посвященные изучению творческих способностей, показывают, что потребность поделиться своими мыслями возникает у ребенка при двух обстоятельствах: во-первых, ученик располагает определенным содержанием, во-вторых, у ребенка имеется (положительное или отрицательное) отношение ...

Методика развития быстроты движения
Как физическое качество быстрота – это способность совершать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени. Предполагая, что выполнение двигательной задачи кратковременно и не вызывает у ребенка утомления. Быстрота выполняемых движений не связана только с перемещением отдел ...

Особенности развития коммуникативных универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте
Коммуникативные универсальные учебные действия имеют многогранный характер. В связи с этим необходимо выделение возрастных особенностей коммуникативных действий, которые имеют наиболее общее значение с точки зрения достижения целей образования, обозначенных в новом проекте стандартов. Основой решен ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.4503