При обработке полученных данных, мы получили следующие результаты, которые представлены в таблице 9.
Таблица 9
Уровни развития наблюдательности
№ задания |
1 уровень |
2 уровень |
3 уровень |
1. |
0 человек 0% |
13 человек 54,2% |
11 человек 45,8% |
2. |
2 человека 8,3% |
12 человек 50% |
10 человек 41,7% |
Результаты данного констатирующего эксперимента показали, что у учащихся 3 "Д" класса низкий уровень развитости наблюдательности.
Таким образом, исследование, проведенное с целью выявления состояния у учащихся начальных классов такого качества личности как наблюдательность, позволяет сделать определенные выводы.
В целом такое качество личности как наблюдательность у большинства учащихся 3 "Д" класса недостаточно развито.
Учащиеся анкетируемого класса показали слабую развитость наблюдательности (учащиеся разукрасили правильно не все части тела сороки или разукрасили части тела неверно; слабо развиты умения различать признаки высших и низших растений) в связи с недостаточным использованием экскурсий для развития наблюдательности.
На наш взгляд, основной причиной низкого уровня развитости наблюдательности детей является редкие и нерегулярные контакты с объектами живой природы.
Следующий этап педагогического исследования направлен на получение эмпирических подтверждений (или опровержений) целесообразности использования экскурсий в развитии наблюдательности у младших школьников.
В связи с этим опытно-экспериментальным путем была проведена проверка выдвинутой гипотезы, в частности, ее положение о том, что систематическое проведение природоведческих экскурсий с использованием серии психолого-педагогических приемов окажут положительное влияние на развитие наблюдательности как качество личности младшего школьника.
Основной задачей обучающего эксперимента явилось состояние и апробирование в школе серии учебных природоведческих экскурсий с выполнением ряда заданий направленных на развитие наблюдательности.
Большое значение придавалось сочетанию методов обучения, таких как: наблюдение, беседа.
По программе Плешакова А.А. "Мир вокруг нас" 3 класс было проведено 10 уроков по основным разделам: "Что такое природа. Многообразие природы", "Изменения в природе под влиянием человека", "Круговорот воды в природе", "Разнообразие растений", "Разнообразие животных", "Размножение животных", "Кто что ест", "Охрана животных", "Великий круговорот жизни".
Соответственно темам уроков было проведено 4 экскурсии. Нами предлагаются разработки 2-х конспектов экскурсий (см. Приложение 2,3)
Фрагменты экскурсий, содержащие задания на развитие наблюдательности предлагаем по темам: "Что такое природа. Многообразие природы"; "Изменения в природе под влиянием человека".
Фрагмент экскурсии по теме "Что такое природа. Многообразие природы".
Цель: укрепить знания детей о живой и неживой природе.
Задачи:
1. обобщить знания детей о природе;
2. рассмотреть взаимосвязь в природе;
3. показать значение окружающей природы для человека.
Место проведения: Первомайский парк г. Благовещенска.
Ход экскурсии:
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Изучение нового материала |
- Мы с вами находимся в Первомайском парке и наша задача быть очень внимательными и понаблюдать за окружающей природой. Оглянитесь вокруг, посмотрите на окружающую природу. Что вы видите? Да, все это природа. Ее многообразие поражает и восхищает людей. На какие две группы делится природа? Оглянитесь вокруг и скажите, что относится к живой природе, а что к неживой. Я сейчас буду загадывать загадки, а вы, отгадав ее, говорите к какой природе относится. От цветка к цветку порхает Утомится - отдыхает. Бродит одиноко огненной око, Всюду, где бывает, Взглядом согревает. С ветки - на тропинку, С травки - на былинку Прыгает пружинка, Зеленая спинка. Что же это за девица? Не швея, не мастерица, Ничего сама не шьет, А в иголках круглый год. Вы смогли отличить живую и неживую природу. Чем отличается живая и неживая природа? На какие царства делится живая природа? Назовите и покажите царство растений. Назовите царство животных. Царство грибов. Мы можем сказать, что в природе все взаимосвязано, а как расскажите мне. Да совершенно верно, таким образом, живая природа взаимодействует с неживой природой. Какое значение природа играет для людей? Так какой вывод мы можем сделать? |
Солнце, бабочки летают, деревья, трава. На живую и неживую. К неживой природе относятся: солнце, воздух, вода, полезные ископаемые. К живой природе относятся: человек, животные, растения, грибы, микроорганизмы. Бабочка, относится к живой природе. Солнце (дети показывают на солнце), относится к неживой природе. Кузнечик, относится к живой природе. Елка - живая природа. Живые существа в отличии от неживой природы дышат, питаются, растут, развиваются, размножаются, умирают. Царство растений, царство животных, царство грибов. Трава; кустарники; деревья: береза, ель, сосна, клен и т.д. Белка, бабочка, сорока, лев, тигр, медведь, суслик и т.д. Все микроорганизмы, грибы: подберезовик, лисички, белый гриб и т.д. Растениям необходимо тепло и свет, вода. Растения очищают воздух. Они служат животным пищей, а многие животные распространяют плоды и семена растений. Природа дает людям древесину, хлопок, шерсть, лекарства и т.д. Природа многообразна, в ней все взаимосвязано. Живая природа не может существовать без неживой природой, они взаимосвязаны. Природа имеет большое значение для человека. |
Организация творческой деятельности младших школьников для развития
творческих способностей
Материалы исследований, посвященные изучению творческих способностей, показывают, что потребность поделиться своими мыслями возникает у ребенка при двух обстоятельствах: во-первых, ученик располагает определенным содержанием, во-вторых, у ребенка имеется (положительное или отрицательное) отношение ...
Методика развития быстроты движения
Как физическое качество быстрота – это способность совершать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени. Предполагая, что выполнение двигательной задачи кратковременно и не вызывает у ребенка утомления. Быстрота выполняемых движений не связана только с перемещением отдел ...
Особенности развития коммуникативных универсальных учебных действий в младшем
школьном возрасте
Коммуникативные универсальные учебные действия имеют многогранный характер. В связи с этим необходимо выделение возрастных особенностей коммуникативных действий, которые имеют наиболее общее значение с точки зрения достижения целей образования, обозначенных в новом проекте стандартов. Основой решен ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.