ООД полноценна только в том случае, когда она содержит необходимую и достаточную информацию. Критерий необходимости и достаточности предполагает формирование представлений об изучаемом действии по каждой из ООТ. Представления должны включать зрительный образ двигательной задачи и способ ее решения, основанный на наблюдении, логический (смысловой) образ, основанный на объяснении (комментарий) кинестезический образ способа решения, основанный на ранее сформировавшихся представлениях (накопленный двигательный опыт) и (или) на ощущениях, возникших в попытках решить двигательную задачу частично (в подводящих упражнениях) или целиком. Формирование логического и зрительного компонентов, как правило, происходит значительно быстрее, чем двигательного. В некоторых случаях удается обойтись без зрительного компонента вообще (эксперименты В.И. Воронкина обучавшего слепых сложным спортивным двигательным действиям), но двигательный компонент всегда остается основой представления, главной формой реализации смыслового компонента. Формирование двигательного компонента ООД сопряжено со значительными трудностями.
Во-первых, изучаемое двигательное действие может не иметь аналогов в прошлом опыте обучаемого, а условия его выполнения настолько необычны, что полностью «экранируют» ощущения действия. Так бывает, когда изучают двигательные действия при отсутствии опоры непривычной среде, например в воде, в антиортосатических позах, на подвижной опоре, при сопротивлении противника и т.п.
Во-вторых, изучаемые действия могут быть внешне похожи на известные по прошлому опыту, хотя последние отличались от объекта изучения по целям и особенностям структуры. Такая неверная аналогия не только не помогает прочувствовать особенности действия, но создает ложное ощущение освоенности и способствует зарождению ошибки. В таких случаях возникает задача формировать полноценный образ нужного действия. Задача решается, когда обучаемый наполняет словесную формулу нужных ощущений, предложенную учителем собственными кинестезическими ощущениями, когда; абстрактное понятие наполняется конкретными образами элементов реального действия, т.е. «материализуется». С этой целью учитель предлагает выполнять специальные подводящие упражнения, иногда в системе специальных приспособлений, регламентирующих действие по определенным характеристикам, позволяющие выделить нужные ощущения из общего потока ощущений и осознать их. Осознавание обеспечивается произнесением словесных формул, указывающих, что именно следует почувствовать постепенно наполняющихся осознанными ощущениями действиях.
Когда по каждой ООТ сформированы необходимые знания и полноценные представления, становится возможным выполнение действия в целом, на полной и осознанной во всех основных опорных точках ориентировочной основе. Действие выполняется замедленно (из-за необходимости подробного сознательного контроля действия по всем ООТ и неизбежных на первых порах коррекций элементов действия), и результат его, хотя и удовлетворительный, пока что нестабилен из-за недостаточной точности отдельных операций. Обучаемый должен проговаривать вслух всю схему ООД: это помогает запомнить последовательность операций исполнения и контроля, не пропуская ни одной из ООТ. Действие неустойчиво к сбивающим факторам: любые изменения условий действия приводят к его ухудшению, поскольку внимание обучаемого занято контролем последовательности и качества элементов действия и он не может анализировать и учитывать изменения условий действия. Длительные перерывы между повторениями приводят к исчезновению отдельных элементов формирующихся представлений, в связи с чем действие в целом нарушается вплоть до полного забывания. Этот уровень владения действием принято называть «двигательным умением».
Итак, двигательное умение–это такой уровень владения двигательным действием, который отличается необходимостью подробного сознательного контроля за действием во всех ООТ, невысокой быстротой, нестабильностью итогов, неустойчивостью к действию сбивающих факторов и малой прочностью запоминания.
Двигательные умения имеют большую дидактическую ценность, поскольку их формирование требует от обучаемого активного участия в учебном процессе, приучает анализировать сущность поставленных задач, условия исполнения, управлять собственной умственной, перцептивной и двигательной деятельностью. В целом ряде случаев материал программы должен быть усвоен именно на уровне умения (там, где есть указание: «В порядке ознакомления»). В некоторых жизненных ситуациях умения могут оказаться не просто полезными, но необходимыми Так, например, умения оказать первую помощь при несчастных случаях у большинства людей не доводятся до уровня навыков, но на уровне умения ими должен владеть каждый.
Общественное воспитание
Англичанам присущ практический подход к морально-этическим проблемам. Другими словами, им свойственно вкладывать сугубо практический смысл и в такие вопросы, которые у других народов рассматриваются только в духовном плане. Школа, религия, правосудие - все эти силы делают в Британии упор на поведен ...
Требования к представлению информации на слайде
Работа с визуальной информацией, подаваемой с экрана, имеет свои особенности, может вызвать утомление, снижение остроты зрения. Особенно трудоемкой для человеческого зрения является работа с текстами. Вследствие этого при создании слайдов необходимо учесть целый ряд требований. 1. Содержание информ ...
Дифференцированная работа на уроках биологии
Современные концепции среднего образования исходят из приоритета цели воспитания и развития личности школьника на основе формирования учебной деятельности. Важно создать условия для того, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, стал подлинным субъектом учения, желающим и умеющим учиться ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.