Педагогика и образование » Формирование двигательных умений у детей среднего школьного возраста » Психолого-педагогические особенности формирования двигательных навыков

Психолого-педагогические особенности формирования двигательных навыков

Страница 3

В процессе дальнейшего усвоения двигательного действия, с увеличением количества повторений, каждый элемент и все действия в целом уточняются и запоминаются все более прочно. По мере запоминания словесное громкое проговаривание схемы ООД становится ненужным. Когда обучаемый перестает проговаривать вслух схему ООД, его внимание постепенно концентрируется только на тех ООТ, которые, по его мнению, нуждаются в контроле. Действия в остальных ООТ контролируются автоматизировано, осуществляются и корректируются без участия сознания исполнителя. Внимание исполнителя может быть переключено на предстоящие операции и действия, контроль условий исполнения действия, нейтрализацию действия сбивающих факторов. Быстрота действия увеличивается, повышаются стабильность результата и устойчивость к действию сбивающих факторов. Основная структура действия не нарушается даже при длительных перерывах. Умение превращается в навык.

Двигательный навык–это такой уровень владения действием, который отличается минимальным участием сознания в контроле действия по большинству ООТ (действие выполняется автоматизировано), высокой быстротой, стабильностью итога, устойчивостью к сбивающим воздействиям, высокой прочностью запоминания.

Двигательные навыки, как высшая ступень владения двигательным действием, имеют исключительно важнее значение в учебной, трудовой, бытовой, физкультурно-спортивной деятельности. Их основные особенности рассмотрим подробнее.

Первая отличительная особенность двигательного навыка – автоматизированный характер как отдельных операций, так и действия в целом. Освобождение действия от контроля сознания происходит по мере установления специфической субординации уровней процесса управления в ЦНС: по мере становления навыка низшие уровни берут на себя управление координацией работы мышц, формированием и чередованием операций, а высшие обеспечивают достижение стоящей цели, контролируя логику действия в целом. Этот процесс становления межуровневой субординации управляем: высший уровень управления выполняет не свойственные ему функции, контролируя отдельные операции даже отдельные мышечные координации вплоть до образования двигательного умения, пока обучаемый сознательно концентрирует внимание на ООТ, проговаривая вслух их состав и последовательность. При переходе на речь про себя и на внутреннюю речь количество объектов фиксации внимания сокращается, действие автоматизируется по тем элементам, которые уходят из-под контроля сознания. Контроль и коррекция по этим ООТ передаются низшим, подсознательным уровням управления.

Вторая особенность двигательного навыка – высокая быстрота действия, обеспечиваемая, в частности, совершенной координацией работы мышц, отсутствием закрепощения, легкостью и слаженностью двигательного действия. На эту его особенность на последнем этапе формирования системы управления им указывал Н.А. Бернштейн, обнаруживший, что это происходит закономерно в связи с высвобождением необходимых степеней свободы в кинематической цепи и все более эффективным использованием сил инерции, тяжести, сохранения общего количества движения в системе при торможении одних ее звеньев за счет ускорения других и т.п. Характерность этих особенностей на последней стадии формирования действий подчеркивает и П.Я. Гальперин.

Стабильность результата действия – третья важная: черта (особенность) навыка. Проще всего стабильность просматривается в двигательных действиях, строго регламентированных как по составу операций, так и по условиям выполнения. Но даже в двигательных действиях подобного типа не бывает совершенно стандартных повторений. По многим показателям отличаются следующие друг за другом беговые шаги, преодоления препятствий в барьерном беге, попытки в прыжках и метаниях. Н.А. Бернштейн, показав эту особенность навыка назвал ее «повторением без повторения» и подчеркнул при этом ее биологический смысл: это и есть признак живости движения, здесь проявляется его функциональная приспособляемость к условиям решения двигательной задачи, без чего ее решение было бы существенно затруднено или вообще невозможно. Стабильность навыка в свете этой особенности следует понимать не как стабильность состава двигательного действия (к такому пониманию подводит теория динамического стереотипа как основы двигательного акта), а как стабильность эффекта решения двигательной задачи, обеспечиваемую неосознанным (в деталях) приспособлением двигательного действия к условиям двигательной задачи по ходу ее решения. Стабильность итога как особенность навыка особенно важна в деятельности с переменным составов содержания, протекающей в изменяющихся условия спортивных играх, единоборствах, лыжном, конном и некоторых других видах спорта, в реальных условиях трудовой деятельности. В этих видах деятельности особенно важно обеспечить формирование обобщенных навыков, позволяющих решать задачи данного класса в раз разных условиях и, более того, самостоятельно находить выход из сложных ситуаций: конструировать двигательные задачи в неопределенной обстановке и эффективно решать их. Автоматизируется не только исполнительная часть действия; формируются навыки оценки и учет условий действия, контроля и коррекции действия, т.е. автоматизируются и ориентировочная и контрольно-корректировочная части действия. Это хорошо показано в экспериментах Н.Д. Гордеевой и В.П. Зинченко.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Воспитательная роль педагогического взаимодействия в становлении индивидуальности подростка
Становление ребенка как индивидуальности осуществляется не только автономно по внутренним спонтанным законам. Оно неразрывно связно с социальными условиями, от которых зависит возможность развития или не развития тех или иных сторон личности, дарований, потребностей, интересов. Воспитание как общес ...

Коррекционно-развивающая работа по формированию межличностных отношений ребенка со сверстниками
Общение ребенка со сверстниками является одним из условий его социально-личностного развития, так как путь овладения социальными нормами поведения, прежде всего, связан с жизнью ребенка в коллективе. В условиях воспитания в специальном учреждении ведущая роль в организации межличностного общения де ...

Профориентационные игры – как эффективное средство влияния на профессиональное самоопределение школьников
За последние годы в нашей стране значительно расширилась профориентационная практика, обнаружившая слабую эффективность традиционных ее форм и методов. В этой ситуации необходим постоянный поиск новых способов работы, что предполагает в первую очередь изменение позиций самих профориентаторов, разви ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0268