Педагогика и образование » Формирование двигательных умений у детей среднего школьного возраста » Психолого-педагогические особенности формирования двигательных навыков

Психолого-педагогические особенности формирования двигательных навыков

Страница 4

Наконец, необходимо отметить такую особенность навыка как чрезвычайная прочность. Будучи сформированным и достаточно закрепленным в практической деятельности, навык не исчезает даже при длительных перерывах во включающей его деятельности. Общеизвестно, что, научившись однажды плавать, ездить на велосипеде, на коньках человек безошибочно выполняет эти действия после многолетних перерывов.

Упомянутые особенности навыков совокупно формируют еще одну их отличительную черту – надежность, позволяющую эффективно решать двигательную задачу вопреки действию сбивающих факторов или в затрудненных условиях (при низком качестве инвентаря, неблагоприятном состоянии грунта, на угнетающем эмоциональном фоне, при ухудшении самочувствия или активном противодействии соперника) .

Рассматривая особенности навыков, нельзя обойти явление, известное под названием «перенос навыка». Новый материал усваивается быстрее и прочнее запоминается в тех случаях, когда обучение опирается на ранее изученный, хорошо усвоенный материал. Дидактическое правило «от известного к неизвестному» требует учитывать в процессе обучения способность человека использовать накопленные знания, умения, навыки при формировании новых действий.

Операция извлечения из памяти нужных элементов диктуется сходством двигательных задач ранее изученного и вновь изучаемого действия. Навыки игры в снежки или лапту помогают осваивать метание малого мяча, а последнее – метание гранаты и копья; навыки акробатики – элементы прыжков в воду; навыки танцевальных движений – элементы фигурного катания на коньках, художественной гимнастики и т.д. Пригодность и полезность ранее сформированных навыков для освоения новых действий настолько очевидна, что их использование в процессе обучения, известное как «перенос навыков», имеет законные права гражданства во всех отраслях практической педагогики.

Феномен переноса навыков объясняют с позиции условно-рефлекторной природы двигательного навыка.

С этой точки зрения действие, цель которого имеет аналог в прошлом опыте исполнителя, своим началом включает соответствующий динамический стереотип и новая двигательная задача решается по ранее сформирование схеме за счет условно-рефлекторного включения старого навыка.

В тех случаях когда совпадают цели действия, но не совпадают некоторые существенные условия двигательных задач, включение готового блока двигательных операций частично или полностью искажает способ решения двигательной задачи: она решается с существенными ошибками или не решается вовсе. Так, при изучении подъема верхом в упор на перекладине может помешать ранее освоенный навык подъема завесом; навык преодоления препятствия прыжком мешает осваивать технику барьерного бега и т.д. Такого рода перенос получил название «отрицательный», а ухудшающее взаимодействие навыков названо «интерференцией». Методическая литература рекомендует избегать одновременного изучения двигательных действий, способных интерферировать.

В специально проведенном исследовании показано, что двигательный навык формируется по законам условно-рефлекторной деятельности лишь тогда, когда ООД строится неосознанно, отсутствуют этапы усвоения действия в материальной и громко-речевой формах. Если же учитель управляет ходом формирования ООД, а ученик осознанно отрабатывает ее элементы, если при этом учитель указывает те ООТ, в которых нежелателен перенос, если ученик последовательно усваивает действие в материальной, громко-речевой и внутренне-речевой формах, то внедрения непригодных блоков во вновь формируем: действие не происходит, ООТ из ранее сформирование действий не внедряется во вновь формируемую ООД, интерференция не возникает.

Для проверки возможности управления переносом навыков был проведен эксперимент в условиях обычного урока физкультуры. Учащиеся четырех 9-х классов, хорошо усвоившие подъем завесом на перекладине из размахивания в висе, должны были научиться выполнять подъем верхом. В опытных классах перед началом обучения учащимся было указано на непригодность сформированного ранее навыка подъема завесом для решения новой двигательной задачи и объяснена разница в механике обоих подъемов. Из 29 юношей, участвовавших эксперименте, только два попытались выйти в упор старым способом (завес получался непроизвольно, наблюдался явный перенос навыка).

В контрольных классах учащимся ничего не было сказано о связи вновь изучаемого действия с уже известным подъемом завесом. Из 26 юношей, участвовавших в эксперименте, 14 пытались выйти в упор завесом. Эксперимент показал, что, если преподаватель обозначает непригодность элементов ООД, сформированных в предшествовавшем обучении, для решения новых двигательных задач, то переноса навыка не наблюдается в подавляющем большинстве случаев. Если же преподаватель не управляет формированием ООД, то большинство обучаемых использует элементы ориентировочной основы ранее освоенных двигательных действий, опираясь на несущественные аналогии в условиях двигательных задач, в результате чего и возникает интерференция навыков. Полученные данные подтвердили выводы П.Я. Гальперина.

Страницы: 1 2 3 4 

Еще по теме:

Воля и нравственность
Это психический механизм деятельности, подчиненной получению отдаленного результата, к тому не редко вероятного. Воля может развиваться только в ходе сложной, уверенной в будущее деятельности, путем преодоления препятствий. Поэтому волевые в своей основе качества личности: ответственность, чувство ...

Направления, формы и методы социально - педагогической работы с детьми с девиантным поведением
Социально-педагогическая работа с детьми с девиантным поведением включает в себя различные направления. В первую очередь это профилактическая работа, которая осуществляется в разнообразных формах. Система профилактики девиантного поведения учащихся в образовательном учреждении включает в себя в кач ...

Основные требования к использованию метода проектов
Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для её решения. Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов. Самостоятельная деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время. Структурирование с ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0089