Пять лет студенты УдГУ сдают интернет-экзамен. За этот период сложились определенные модели поведения и мнения, касающиеся как целей и задач федерального интернет-экзамена, так и процедуры его проведения. С целью изучения мнений студентов по поводу организации и проведения ФЭПО в нашем вузе был проведен анкетный опрос, в котором приняли участие 433 студента всех факультетов. Большинство опрошенных учатся на втором (172 человека или 40% опрошенных) и третьем (145 человек или 33%) курсах. Это и закономерно. Именно на этих курсах наблюдается наиболее активное участие в интернет-экзамене, и в то же время у студентов успевают сложиться определенные предпочтения и мнения по поводу его проведения. Проблемные блоки исследования можно свести к трем основным направлениям: подготовка к интернет-экзамену, содержание и процедура ФЭПО и определение круга проблем, с которыми сталкиваются студенты в процессе его проведения. В качестве задач исследования были взяты следующие:
1. Определение представлений студентов о целях проведения федерального интернет-экзамена.
2. Выявление особенностей подготовки, организации и процедуры проведения ФЭПО на факультетах.
3. Определение проблем, с которыми сталкиваются студенты в ходе сдачи федерального интернет-экзамена.
4. Определение отношения студентов к содержанию экзаменационных тестов.
5. Выявление степени соответствия результатов ФЭПО знаниям студента.
6. Определение отношения студентов к различным аспектам организации и проведения ФЭПО.
7. Выявление предложений студентов по оптимизации проведения интернет-экзамена в вузе.
1. Представления студентов о целях ФЭПО. Представления студентов о целях интернет-экзамена в основе своей соответствуют его ведущей направленности: две основные цели оказались, по мнению студентов, наиболее важными. Первая, что вполне закономерно, - это оценка знаний студентов. На втором месте – установление рейтинга вузов. Подобный ответ означает, что студенты информированы о том, для чего проводится интернет-экзамен и какую роль он играет. В то же время лишь пятая часть студентов указала на то, что интернет-экзамен проводится для оценки качества подготовки по специальности или направлению. Это говорит о недостаточной уверенности студентов в том, что интернет-тестирование может оценивать качество образования. Действительно, этот вопрос является достаточно дискуссионным. Достаточно большой процент опрошенных (17,6) в качестве цели ФЭПО отметил сдачу экзамена или зачета, что говорит о том, что многими студентами федеральный интернет-экзамен воспринимается как форма контроля знаний безотносительно к внешней оценке качества образования в вузе.
Таблица 9
Определение целей ФЭПО
Цель ФЭПО |
% |
для оценки уровня подготовленности студентов |
46.9 |
для сдачи экзамена, зачета по дисциплине |
17.6 |
для оценки работы преподавателя |
10.3 |
для оценки качества подготовки по специальности (направлению) |
19.7 |
для проведения рейтинга студентов |
11.3 |
для проведения рейтинга вузов |
32.2 |
затрудняюсь ответить |
7.7 |
всего |
145,8 |
2. Особенности подготовки, организации и процедуры ФЭПО. Следующий блок вопросов касался некоторых аспектов процедуры проведения экзамена. Подготовка к интернет-тестированию сводится к проведению консультаций и распространению информации о ФЭПО, а также проведению репетиционного тестирования. Что касается консультаций перед экзаменом, половина опрошенных отметила, что они проводились по всем дисциплинам, треть указала, что только по некоторым, и лишь 10% не получили консультации ни по одной из дисциплин.
Большая часть опрошенных студентов получала информацию о федеральном интернет-экзамене на сайте www.fepo.ru, где и проходили репетиционные тесты. Это значит, что деканаты факультетов и преподаватели хорошо информируют студентов о возможностях сайта и способах получения репетиционных тестов. Более трети студентов получили информацию от преподавателя во время занятий и консультаций.
Таблица 10
Способы ознакомления с тестовыми материалами
Источник |
% |
материалы были предоставлены преподавателем |
35.1 |
на сайте www.fepo.ru в разделе «Репетиционное тестирование» |
63.2 |
на сайте www.i-exzam.ru в системе «Интернет-тренажеры» |
26 |
не был(а) ознакомлен(а) с материалами тестов до экзамена |
11.7 |
всего |
136.1 |
Российское образование в 30–80‑х гг
Сложившаяся к началу 30‑х гг. в СССР тоталитарная государственная система не могла не отразиться и на школе. И.В. Сталин лично участвовал в разработке серии постановлений ЦК ВКП(б) 1931–1932 гг. о школе. Эти постановления полностью отменяли идеи единой трудовой школы. Вводились всестороннее ц ...
Организация процесса оценки эффективности воспитательной деятельности офицеров
Эффективным условием оптимизации организации процесса оценки эффективности воспитательной деятельности является создание целого комплекса методик, тестов, разработку программ по оценке для ЭВМ, обеспечение субъектов оценки необходимыми теоретическими источниками. В отделах воспитательной работы сое ...
Особенности элективных курсов по информатике, которые необходимо учитывать
при формировании профилей
Элективные курсы (курсы по выбору) играют важную роль в системе профильного обучения на старшей ступени школы. В отличии от факультативных курсов, существующих ныне в школе, элективные курсы – обязательны для старшеклассников. Элективные курсы связаны, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.