Чтобы определить круг и характер знаний и соответствующим образом построить обучение, нами было предпринято констатирующее обследование дошкольников, конкретные задачи которого были следующие.
Выяснить, что дети знают о живом и неживом, по каким признакам различают растения, животных, предметы. Каковы их представления о жизни и приспособленности диких животных в естественных условиях; как понимают связь животных со средой обитания.
Мы предполагали также выявить знания детей о ряде приспособительных зависимостей, действующих в сфере защиты животных от врагов, в сфере передвижения. Было необходимо обнаружить умения дошкольников выделять видотипичные особенности животных /в их строении, поведении/, свойства среды обитания, умение соотносить выделенные особенности.
Поставленные задачи были решены в процессе нескольких описываемых здесь серий конструирующего обследования детей.
1. Представления детей о живом - неживом, о растениях - животных – предметах выявлялись двумя способами: в первом случае в качестве наглядности использовались картинки с изображением различных живых существ и неодушевленных предметов. Во втором случае использовались натуральные объекты.
Первая серия экспериментов. На картинках, с которыми работали дети, было представлено большое разнообразие объектов: животные пяти классов /тигр, олень, зебра, белка, ласточка, уж, черепаха, карась, гусеница, кузнечик, жук/, главные растительные формы /трава, дерево, гриб, василек/, неодушевленные предметы искусственного и природного происхождения мяч, машина, пуговицы, солнце, стул, камень, кукла, человек. Предполагалось, что такое разнообразие материала будет способствовать лучшему выявлению особенностей детских представлений.
Материалы этой серии показывают, что детям при выполнении этого задания легче дается выбор /классификация/, чем объяснение. Материалы также показывают, что имеются значительные различия в выполнении задания детьми. Часть детей средней группы не приняли задачу, остальные дети действовали осмысленно, но при этом совершали различные ошибки:
а не выбирали: растения, человека,
б присоединяли к живому некоторые неодушевленные предметы автомобиль, солнце;
в выбирали не всех животных.
Таким образом, результаты выбора показывают, что знания детей о таких категориях, как живое и неживое ограничены по содержанию. Просматривается определенная тенденция в различии знаний детей: дети еще путают живые и неживые объекты, содержание представлений о живом, неполно: оно включает в себя, главным образом, только подвижные существа животных и человека.
Перейдем к обсуждению характера детских объяснений. Большинство детей средней группы вообще ничего не объясняли; молчали, улыбались или давали невнятные, неопределенные ответы. Правильно объяснили свой выбор только 3 ребенка. На вопрос: «Как ты узнал, что все это живое?» эти дети ответили: «Потому что все растет и ходит». Эти дети включили в объяснение в обобщенном виде два важных признака. Один из них - признак роста - является существенным. Другой признак понятия «живое» - перемещение в пространстве - является существенным для таких живых существ, как животные и человек.
То, что признак передвижения живых существ доминирует в детских представлениях о живом над всеми другими признаками, подтверждается еще и тем, что именно этот признак выступает как определяющий критерий в случаях, когда те или иные объекты вызывают у детей сомнение. К таким "сомнительным" объектам относятся изображение гриба, солнца, автомобиля. Колебания детей не лишены основания. Гриб - это бесхлорофильное растение, имеющее специфическую форму, в некотором отношении, более похожую на животную, чем на растительную. Солнце - очень далекий, излучающий тепло и как будто перемещающийся в пространстве объект; а автомобиль - это подвижный объект. Все эти особенности могли смутить детей, не владеющих обобщенным представлением о живом. Это подтверждается некоторыми детскими высказываниями. Так ребенок средней группы, относя машину, наряду с животными, к живым существам, объяснил: "машина может ездить, она не кусается только ездит". Другой ребенок этого же возраста, положивший гриб к живым существам сфантазировал: "Я видел, гриб ходил". Некоторые дети среднего дошкольного возраста, четко различающие естественное и искусственное перемещение в пространстве, обосновывают свой выбор иначе, например: "Звери сами ходят, а у машины шофер".
Методика и приёмы руководства воспитателя театрализованными
играми в старшем дошкольном возрасте
Развитие театрализованных игр зависит от содержания и методики художественного восприятия детей в целом, а также от уровня образовательной работы в группе. Много полезных рекомендаций о приёмах педагогического руководства театрализованными играми содержится в работах Р.И. Жуковского, Н.С. Карпинско ...
Индивидуально–дифференцированный подход в системе образования детей с
нарушениями зрения
Перед каждым учителем, работающим с детьми с нарушениями зрения, возникает множество проблем, над разрешением которых он порой трудится всю свою педагогическую жизнь. Ключевыми из них являются следующие: - как обеспечить успешность в обучении каждого учащегося; - как сохранить и укрепить здоровье р ...
Девиантное поведение, сущность и причины
Девиантное поведение обычно трактуется как «поведение, которое не согласуется с нормами, не соответствует ожиданиям группы или всего общества». В учебном пособии по социальной педагогике под редакцией М.А. Галагузовой отмечается, что девиации включают в себя девиантное (нарушение соответствующих во ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.