Задание 1. Дан набор фактов или ситуаций (тексты или рисунки). Разделить их на группы по одному признаку и составить таблицу.
Пример. Дана серия описаний ситуаций, связанных с передачей давления. Выделить из них те, что характеризуют передачу давления а) твердыми телами, б) жидкостями, в) газами. Для записи результата сделать таблицу.
Таблица 2.12 – Классификация ситуаций
Передача давления |
твердыми телами |
Ситуация |
1. 2. | ||
жидкостями |
1. 2. | |
газами |
1. 2. |
Задание 2. Из предложенных карточек с названиями или обозначениями физических величин выберите те, что относятся к заданной теме (ее название дается; например, «Электрические явления»).
Задание З. Из данного набора графиков выберите те, что характеризуют заданный процесс (например, изотермический).
Задание 4. Из серии предложенных утверждений, начинающихся словами «Правильно ли, что…?», выделите верные, неверные и бессмысленные.
Задание 5. Весь пройденный в теме материал расклассифицируйте так, чтобы заполнить следующую таблицу.
Таблица 2.13 – Изучено в теме…
Тип материала |
Название |
Физические величины |
1. 2. 3. |
Единицы измерения величин |
1. 2. 3. |
Законы |
1. 2. 3. |
Формулы |
1. 2. 3. |
Измерительные приборы |
1. 2. 3. |
Этапы обучения классификации
Этап первый – вводный. Его цель: показать, как широко в науке, на производстве и в быту используют классификацию. Его содержанием может стать начало данной статьи и задания типа: приведите свои примеры классификации из области а) физики, б) техники, в) обыденной жизни, г) производства, д) сельского хозяйства, е) медицины, ж) транспорта, з) химии, и) биологии.
Этап второй – знакомство с алгоритмом-1, упражнения на классификацию по одному данному педагогом признаку
Этап третий – усложненный: обучение классификации по двум указанным признакам.
Этап четвертый – обучение выполнению классификации по трем указанным педагогом признакам: знакомство с алгоритмом-3, упражнения.
Этап пятый – репродуктивно-поисковый. Дается набор фактов или объектов. Требуется самостоятельно выбрать признак классификации, четко сформировать его и на этой основе выполнить деление на группы.
В первой главе, в первом параграфе мы привели два определения систематизации.
Первое определение характеризует создание или составление целого из отдельных частей и выявляет связь между ними. Во втором понятии «систематизация», говорится о том, что систематизировать – значит приводить в систему, т.е. располагать в каком-то порядке отдельные составные части, устанавливая их последовательность на основе выбранного принципа.
Приводим алгоритм.
Алгоритм
действий
1. Собрать воедино все нужные объекты: тела, факты, явления, обозначения величин, понятия, выводы. Они будут элементами системы.
2. Выбрать или придумать системообразующий признак.
3. Расположить все элементы в порядке, обусловленном выбранным признаком.
4. Дать название полученной системе
5. Придумать подзаголовок отразив в нем систематизации.
О распространенности операции «систематизация».
Систематизацию и ее разновидность – системный анализ – используют на практике для решения разных сложных задач: общественных, технических, научных, экономических, военных, психолого-педагогических и др. В частности, создание в 20-х гг. XX в. плана электрификации России, явилось систематизацией отдельных технических проектов:
а) сооружения линий электропередач и их объединения;
б) постройки ряда электрифицированных промышленных предприятий (по выплавке металла, например);
в) прокладки сети электрифицированных железных дорог. Все эти частные проекты были увязаны в одно целое, и в нем определены приоритеты.
Проектная деятельность на уроках английского языка на
среднем этапе обучения
Рассмотрим общедидактическую типологию проектов, используемую при работе над любой проблемой познавательного плана, где иностранный язык действительно выступает в качестве средства общения между партнерами (с зарубежными школьниками, учителями). Прежде всего, определимся с типологическими признакам ...
Оценочная характеристика результатов обучения
Оценка есть определение качества достигнутых школьником результатов обучения. На современном этапе развития начальной школы, когда приоритетной целью обучения является развитие личности школьника, определяются следующие параметры оценочной деятельности учителя: - качество усвоения предметных знаний ...
Методические особенности проектно-творческой деятельности на уроках
трудового обучения учащихся начальной школы
Метод проектов – система обучения, ориентированная на творческую самореализацию развивающейся личности учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания новых товаров и услуг под контролем учителя, обладающих новизной, ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.