Задание 1. Дан набор фактов или ситуаций (тексты или рисунки). Разделить их на группы по одному признаку и составить таблицу.
Пример. Дана серия описаний ситуаций, связанных с передачей давления. Выделить из них те, что характеризуют передачу давления а) твердыми телами, б) жидкостями, в) газами. Для записи результата сделать таблицу.
Таблица 2.12 – Классификация ситуаций
Передача давления |
твердыми телами |
Ситуация |
1. 2. | ||
жидкостями |
1. 2. | |
газами |
1. 2. |
Задание 2. Из предложенных карточек с названиями или обозначениями физических величин выберите те, что относятся к заданной теме (ее название дается; например, «Электрические явления»).
Задание З. Из данного набора графиков выберите те, что характеризуют заданный процесс (например, изотермический).
Задание 4. Из серии предложенных утверждений, начинающихся словами «Правильно ли, что…?», выделите верные, неверные и бессмысленные.
Задание 5. Весь пройденный в теме материал расклассифицируйте так, чтобы заполнить следующую таблицу.
Таблица 2.13 – Изучено в теме…
Тип материала |
Название |
Физические величины |
1. 2. 3. |
Единицы измерения величин |
1. 2. 3. |
Законы |
1. 2. 3. |
Формулы |
1. 2. 3. |
Измерительные приборы |
1. 2. 3. |
Этапы обучения классификации
Этап первый – вводный. Его цель: показать, как широко в науке, на производстве и в быту используют классификацию. Его содержанием может стать начало данной статьи и задания типа: приведите свои примеры классификации из области а) физики, б) техники, в) обыденной жизни, г) производства, д) сельского хозяйства, е) медицины, ж) транспорта, з) химии, и) биологии.
Этап второй – знакомство с алгоритмом-1, упражнения на классификацию по одному данному педагогом признаку
Этап третий – усложненный: обучение классификации по двум указанным признакам.
Этап четвертый – обучение выполнению классификации по трем указанным педагогом признакам: знакомство с алгоритмом-3, упражнения.
Этап пятый – репродуктивно-поисковый. Дается набор фактов или объектов. Требуется самостоятельно выбрать признак классификации, четко сформировать его и на этой основе выполнить деление на группы.
В первой главе, в первом параграфе мы привели два определения систематизации.
Первое определение характеризует создание или составление целого из отдельных частей и выявляет связь между ними. Во втором понятии «систематизация», говорится о том, что систематизировать – значит приводить в систему, т.е. располагать в каком-то порядке отдельные составные части, устанавливая их последовательность на основе выбранного принципа.
Приводим алгоритм.
Алгоритм
действий
1. Собрать воедино все нужные объекты: тела, факты, явления, обозначения величин, понятия, выводы. Они будут элементами системы.
2. Выбрать или придумать системообразующий признак.
3. Расположить все элементы в порядке, обусловленном выбранным признаком.
4. Дать название полученной системе
5. Придумать подзаголовок отразив в нем систематизации.
О распространенности операции «систематизация».
Систематизацию и ее разновидность – системный анализ – используют на практике для решения разных сложных задач: общественных, технических, научных, экономических, военных, психолого-педагогических и др. В частности, создание в 20-х гг. XX в. плана электрификации России, явилось систематизацией отдельных технических проектов:
а) сооружения линий электропередач и их объединения;
б) постройки ряда электрифицированных промышленных предприятий (по выплавке металла, например);
в) прокладки сети электрифицированных железных дорог. Все эти частные проекты были увязаны в одно целое, и в нем определены приоритеты.
Православная культура и её роль в развитии личности дошкольников
Детство - время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек. В дошкольном периоде идет активное накопление нравственного опыта, и обращение к духовной жизни начинается также в дошкольном в ...
Экспериментальное исследование использования
дидактических игр на уроках русского языка с целью повышения интереса к
предмету
Ценность игры в психолого-педагогическом контексте очевидна, однако многие из педагогов начальной школы если не игнорируют вовсе ее абсолютное право на присутствие в жизни младшего школьника, то относятся к ней с некоторой настороженностью, недоверием, опасением. Одна из главных и распространенных ...
Разработка содержания тренинговой работы социального педагога по воспитанию
толерантности подростков
Нами была разработана и апробирована программа тренинговой работы социального педагога, направленной на воспитание толерантности подростков. Модель программы, содержит следующие компоненты: Диагностический компонент: определение уровня толерантности подростков до и после проведения тренинговых заня ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.