2.Сравнение свойств и выделение общих
Общее в строении: состоят из атомов и молекул.
Общие свойства: передают производимое на них давление, при нагревании расширяются
3.Формирование вывода.
Металлы, жидкости и газы объединяют строение из атомов и молекул, а также два свойства: передавать производимое на них давление и расширяться при нагревании.
Этапы обучения обобщению
1 этап – провести информацию об этой умственной операции, т.е. рассказать, в чем она заключается.
Для осознания учащимися ее суть полезно напомнить, что такое алгоритмическое предписание – алгоритм. Это общее правило определенного типа действий, независимо от их конкретного содержания, т.е. свод обобщенных указаний.
Сообщить алгоритм, разъяснить его, проиллюстрировать примеров
2 этап – дать несколько несложных заданий на проведение этой операции. Например, такого типа.
Типы заданий
Задание 1. Дан ряд приборов: линейка, сантиметр, мензурка, весы, барометр и др. Предлагается найти их общие качества.
Задание 2. Дано несколько задач на нахождение пройденного пути телом, но таких, в которых физическая суть «упакована» в разный сюжет. Нужно найти то, что объединяет эти задачи: их общее качество.
Задание 3. По таблице из учебника или справочника физических величин определить группу тугоплавких металлов и назвать общее свойство этих веществ.
Классификация – это деление совокупности (людей, объектов, свойств, явлений, процессов) по какому-либо признаку или признакам на группы.
Классифицировать можно по одному, двум, трем и более признакам.
Классификация по одному признаку
Рассмотрим вначале этот случай.
Пример. Даны несколько веществ и материалов: дерево, сталь, вода, медь, пластмасса, песок, соль. Разделите их на две группы: в одну включите те вещества, у которых плотность равна или меньше 1, в другую – у которой плотность больше 1.
Рекомендуем воспользоваться следующим алгоритмом.
Алгоритм действий-1
1.Определите, что именно надо расклассифицировать.
2.Узнайте или выберите признак, на основе которого нужно сделать классификацию.
Указание. Признаком могут быть форма, объем, плотность, температура плавления, электрическое сопротивление и другие параметры.
3. Посмотрите, есть ли у предложенных объектов или явлений этот признак, и отберите в одну группу те, у которых он налицо, а в другую – те, у которых он отсутствует.
4. Сформулируйте вывод.
Классификация по двум признакам
Вариант 1: классификацию проводят так, чтобы в одной группе были объекты, обладающие одним признаком, в другой – объекты, обладающие другим признаком; в третью группу помещают все остальные объекты.
Вариант 2: классификацию ведут так, чтобы объекты, помещенные в первую группу, обладали обоими признаками одновременно; остальные объекты образуют вторую группу.
Пример. Для определения по графикам движений автомашин – победителей в автогонках на определенном этапе трассы (рисунок 2.1) нужно выделить машины, которые двигались с положительным ускорением и без замедлений.
Рисунок 2.1 – Графики движения автомашин – победителей в автогонках
Решение. Эта задача на классификацию по двум признакам (вариант 2). Используем следующий алгоритм.
Алгоритм действия-2
1.Классифицировать нужно движения.
2.Выделяем признаки классификации: первый – наличие ускорения, второй – отсутствие замедлений.
3. Ускоренно на каких-то этапах двигались машины (1, 2,4–6, причем 1 и 5 перемещались с переменным ускорением, а 6-с постоянным; машины 2, 4 имели замедление (уменьшение скорости).
5. Вывод. Условию удовлетворяли движения машин 1, 5, 6.
Классификация по трем признакам
Здесь возможны тоже два варианта.
Вариант 1: группируют объекты так, чтобы в первой группе были объекты, которым присущ первый признак, во второй – объекты со вторым признаком, в третьей – с третьим.
Вариант 2: группировку выполняют таким образом, чтобы в одной группе собрать объекты, обладающие всеми признаками.
Алгоритм действий-3
1.Определите, что именно надо классифицировать.
2.Узнайте или выберите признаки для классификации.
3.«Возьмите» первый признак и посмотрите, какие из объектов обладают им. Образуйте из этих объектов группу №1.
4.«Возьмите» второй признак и посмотрите, какие из оставшихся объектов обладают этим признаком. Составьте из них группу №2.
5.«Возьмите» третий признак и установите, каким из оставшихся после шагов 3 и 4 объектам присущ этот признак. Образуйте из этих объектов группу №3.
6.Оставшиеся объекты, если они будут, поместите в группу №4.
7.Сделайте вывод.
Типы заданий, развивающих умения вести классификацию
Дифференцированный логопедический
массаж при дизартрии, предлагаемый Архиповой Е.Ф
Комплекс упражнений логопедического массажа при ригидном синдроме. Комплекс упражнений логопедического массажа при ригидном синдроме проводится с целью обеспечения успокаивающего действия, приведения мышц в состояние полного покоя. Перед проведением массажа ребенка необходимо уложить или усадить в ...
Диагностика и критерии нравственной воспитанности младших школьников
Полноценное нравственное воспитание школьников предполагает наличие четких, однозначных критериев моральной воспитанности. В последние 25-30 лет появилось большое число публикаций, авторы которых пытаются выделить ведущие признаки, характеризующие тот или иной уровень нравственного развития детей. ...
Примеры проектно-исследовательской деятельности дошкольников
Проектно-исследовательская деятельность в последнее время приобретет все большую популярность. Данные тенденции связаны как с эффективностью метода, так и с общими тенденциями в образовании - переходе от изучения конкретных знаний к методам их получения. Темы, разрабатываемые в рамках экологических ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.