Педагогика и образование » Формирование у учащихся системного стиля мышления при изучении физики » Приёмы формирования основных мыслительных операций

Приёмы формирования основных мыслительных операций

Страница 2

Таблица 2.3 – Какие законы физики изучили

Название

закона

О чем он

Кто и когда открыл его

Как читается

закон

Математическая запись (формула)

Что можно сделать, зная этот закон

1

2

3

4

Таблица 2.4 – Какие измерительные приборы описаны в учебнике

Название

прибора

Для чего предназначен прибор

Какие физические явления использованы в конструкции или в работе

1

2

3

4

Ø Анализ в ходе постановки эксперимента

Задание 1. Найти в демонстрационной установке и указать: а) ее главные узлы; б) источники изменений состояний; в) индикаторы изменений, т.е. приборы или приспособления, которые позволяют обнаружить происходящие перемены.

Задание 2. Выделить по ходу демонстрации или проведенного лично опыта: а) причину события и следствие; б) этапы процесса; в) условия его протекания; г) серию результатов, полученных при одних условиях, при других условиях и т.п.

Ø Анализ при работе с задачами

Задание 1. Прочитайте условие и назовите содержащийся в нем: а) факт; б) причину; в) следствие; г) скрытую информацию; д) дополнительные сведения.

Задание 2. Разберите условие задачи, выделив в нем: а) тела, участвующие в процессе; б) сами эти процессы или события; в) что произошло с каждым телом.

Синтезом называется обратный анализу процесс мысленного воссоединения сложного предмета или явления из тех его элементов, которые были познаны в процессе его анализа. Благодаря синтезу мы получаем целостное понятие о данном предмете или явлении, как состоящем из закономерно связанных частей. Как и при анализе, в основе синтеза лежит возможность практически выполнить такое воссоединение предмета из его элементов.

Если синтез – очень распространенная операция, ей учащихся нужно учить. Как? Дать алгоритм действий и предлагать разные задания. Перечислим их, идя от простых практических к более сложным – мыслительным.

Алгоритм выполнения синтеза

1. Выяснить, что надо получить в результате операции.

Например: установку для опыта, собранную из разных узлов и деталей

2. Решить: что будет входить в состав.

3. Найти и собрать вместе все необходимые предметы (например: узлы).

4. Решить, что и каким образом их будет объединять в единое целое.

5. Составить краткий рассказ (информацию) о сделанном объекте, указав а) его название, б) назначение, в) состав, г) принцип объединения.

На первых порах можно не предлагать к выполнению шаг 4.

Задания для выполнения синтеза

Задание 1. Подобрать книги и статьи по какой-то теме и оформить выставку, дав ей образное название.

Задание 2. Сделать таблицу примеров проявления какого-то явления.

Примеры ученики подбирают сами, названия им придумывают. Например:

Таблица 2.5 – «… (название явления) – всюду» (Например, «Инерция – всюду»)

Пример

К какой области относится

1

Природа

2

Быт

3

Транспорт

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Еще по теме:

Сравнения уровня мотивации и эмоционального отношения к учебе учеников гимназических классов и классов возрастной нормы
После обработки методики, необходимо сделать сводную таблицу сырых данных и выявить уровень мотивации каждого ученика (Приложение№). Считаем процентные отношения по каждому уровню мотивации и заносим результаты в таблицу (Таблица №1) Таблица 1. Уровень мотивации Класс Высокий Средний Низкий 6" ...

Семья как фактор формирования личности
Духовное богатство личности, ее взгляды, потребности и интересы, направленность и способности во многом зависят от того, в каких условиях протекает их формирование в детстве и юношеские годы. Выделяются три фактора, влияющие на развитие человека: наследственность, среда и воспитание. Развитие – это ...

Обучение сравнению размера предметов
В I и начале II квартала упражнениям в сравнении размера предметов отводится небольшая часть занятий, при этом они чаще увязываются с работой по обучению счету. Цель упражнений — закрепить умение сравнивать 2 предмета контрастного и одинакового размера по длине, ширине, высоте, толщине и общему объ ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.014