Задание 3. Сравните данные вам приборы или установки одного назначения и выберите предпочитаемый: наиболее удобный. В чем его преимущества?
Задание 4. Заданы а) объекты, б) признаки, по которым нужно провести сопоставление, в) форма таблицы для записи результатов (Таблица 1). Задача учащихся: провести сравнение, записать результаты в таблицу, сформировать вывод.
Таблица 2.10 – Сравнение движений
Что сравнивают (объекты сравнения) |
По каким признакам сравнивают | ||||
траектория |
скорость начальная |
скорость конечная |
ускорение |
график | |
Равноускоренное прямолинейное движение | |||||
Равнозамедленное прямолинейное движение | |||||
Выводы. Общие свойства: 1. … 2. … 3. … Различия: 1. … 2. … |
Операция «сравнение» как составляющая процессов выполнения тестов и некоторых заданий.
Будем вести вначале речь о тестах с выбором правильного ответа из предложенных. Такие задачи входят, в частности, в Единый государственный экзамен.
- Как нужно поступать, решая их? Порядок действий таков…
1. Вдуматься в условие
2. Решить задачу, опираясь на имеющиеся знания.
Сравнить свой ответ с приведенными и определить код того ответа, с которым совпадает ваш результат.
- Операцию «сравнение» используют и при решении задач типа Верно ли утверждение…?»
Алгоритм действий
1. Вдуматься в приведенное утверждение и преобразовать его в задачу или вопрос.
2. Решить эту задачу, дать обоснованный ответ.
3. Сравнить свой ответ с приведенным утверждением.
4. Сделать вывод.
Когда человек находится на этапе чувственного познания, он замечает и изучает конкретные процессы и проявления свойств объектов и явлений. Он их накапливает. Но потом возникает потребность в многообразии выявленных фактов увидеть общее. Реализовать эту потребность можно путем мысленной операции «обобщение». С ее помощью от отдельных конкретных, не связанных между собой фактов переходят к абстрактным выводам, преодолевающим разрозненность фактов.
Обобщение позволяет человеку обнаруживать в окружающем его мире, в многообразии этого мира нечто общее. Обобщение – это переход на более высокую ступень познания: от живого созерцания конкретного факта к абстрактному мышлению. Часто оно влечет появление новых знаний, представлений, теорий.
Практика показала, что обобщение присутствует почти в каждой работе и это надо сообщить ученикам.
Алгоритм действий, как правильно выполнять обобщение
1. Проведите выяснение свойств объектов, т.е. выделите их все; это – анализ.
2. Проведите их сопоставление с целью выделения одинаковые или общие. Выпишите их; это – «сравнение».
3. Сформируйте вывод, это – операция «обобщение».
Проиллюстрировать данный алгоритм можно на следующем примере.
Даны: металлы, жидкости, газы.
Нужно: обобщить их строение и свойства.
Действия
1.Анализ (результат представлен в таблице 2)
Таблица 2.11 – Строение и свойства металлов, жидкостей и газов
Вещество |
Строение |
Свойства |
Металлы |
Состоят из молекул и атомов, прочно между собой в кристаллическую решетку; Имеют свободные электроны |
Прочные, способны деформироваться при нагрузках, имеют (без воздействий) постоянный объем, передают производимое на них давление, при нагревании расширяются, всегда проводят электрический ток |
Жидкости |
Состоят из атомов и молекул, не очень прочно связанных между собой |
Не имеют постоянной формы, текучи, передают производимое на них давление, имеют поверхностную пленку, при нагревании расширяются, электрический ток проводят, но не всегда |
Газы |
Состоят из атомов и молекул, слабо связанных между собой |
Не имеют «своего» объема, при увеличении давления сжимаются, передают производимое на них давление, ток проводят не всегда, при нагревании расширяются |
Методика и результаты экспериментальной работы по организации
проектно-творческой деятельности учащихся I–IV классов
Экспериментальная работа по организации проектно-творческой деятельности на уроках трудового обучения в начальной школе была организована на базе СОШ №11 х. Маевского Славянского района Краснодарского края. В эксперименте принимали участие: директор школы Скорик Т.Н., заместитель директора Бабенко ...
Дошкольный возраст
За последние годы процесс создания новых концепций дошкольного воспитания и новых проектов программ воспитания и обучения дошкольников заметно активизировался. От современного воспитателя не требуется строгого следования одной типовой программе, как это было еще сравнительно недавно. В наши дни каж ...
Особенности курса информатики на
современном этапе
В последние годы в нашей стране активно проводится эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего образования, затрагивающий все ступени образования. Необходимость организации непрерывности обучения информатике в средней общеобразовательной школе назрела давно. Ещё Козьма Прутков ск ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.