Тренировка рецептивного грамматического материала предполагает выполнение ряда имитационных, подстановочных и трансформационных упражнений.
б) Имитативные упражнения могут быть построены на одноструктурном или контрастном грамматическом материале. Грамматическая структура в них задана, ее следует повторять без изменения. Выполнение упражнений может проходить в виде прослушивания и повторения форм по образцу; контрастного повторения различных форм за преподавателем, при этом происходит прилаживание органов речи к произнесению новых грамматических явлений в небольшом контексте; списывания текста или его части с подчеркиванием грамматических ориентиров.
Например, установки для имитативных упражнений могут звучать следующим образом: "Прослушайте текст и повторите его в паузы.", "Спишите текст (его часть) и подчеркните нужную грамматическую форму…" и т.д.
в) Подстановочные упражнения используются для закрепления грамматического материала, выработки автоматизма в употреблении грамматической структуры в аналогичных ситуациях; этот тип упражнений особо ответственен за формирование гибкости навыка, здесь происходит усвоение всего многообразия форм, присущих данному грамматическому явлению, за счет разнообразных трансформаций, перифраза, дополнения и расширения.
Установки для подстановочных упражнений могут звучать следующим образом: "Составьте предложения с помощью подстановочной таблицы…", "Составьте предложения из заданных слов…", "Составьте предложения, употребив слова в скобках в нужной грамматической форме…", "Составьте предложения по образцу…", "Расскажите о себе, пользуясь образцом…." и т.д.
г) Трансформационные упражнения дают возможность формировать навыки комбинирования, замены, сокращения или расширения заданных грамматических структур в речи. При выполнении этих упражнений учителю необходимо иметь в виду две взаимосвязанные задачи: обеспечить запоминание грамматического материала, развитие соответствующих навыков и одновременно открыть перед учащимися ясную речевую перспективу использования этих навыков.
Установки для трансформационных упражнений могут звучать следующим образом: "Выразите ту же мысль другими словами…", "Напишите предложения в соответствующей форме…", "Объедините простые предложения в сложносочиненные (сложноподчиненные) …", "Переведите предложения на английский язык…", "Расскажите о том, что вы делали вчера…" и т.д.
д) Продуктивные упражнения состоят в воспроизведении и сочетании в соответствии с речевой ситуацией усвоенных единиц речи для устного или письменного высказывания.
Установки для продуктивных упражнений могут звучать следующим образом: "Перескажите текст, используя соответствующее время…", "Расскажите о том, что вы слышали вчера из разговора родителей…" и т.д.
3. Речевые упражнения - направлены на выработку у учащегося нового сложного умения - умения мобилизовать усвоенный языковой материал в целях осуществления языковой коммуникации.
Упражнения постепенно становятся более творческими и все больше приближаются к естественному акту речи.
а) Комбинаторно-рецептивные упражнения состоят в непосредственном (без анализа и перевода) понимании устных и письменных высказываний, построенных на знакомых структурах и содержащих в основном знакомую лексику.
Установки для комбинаторно-рецептивных упражнений могут звучать следующим образом: "Прослушайте текст и ответьте на вопросы…", "Прочитайте текст и ответьте на вопросы вашего соседа по парте…"и т.д.
б) Продуктивные упражнения состоят в устном и письменном выражении мыслей с использованием усвоенного материала для речи в доступных учащемуся речевых ситуациях.
Условия, необходимые для развития игровой деятельности умственно отсталых
дошкольников старшего дошкольного возраста
Большое значение в организации обучения игре умственно отсталых дошкольников имеет устройство игрового уголка в групповой комнате. От того, как оборудован игровой уголок, зависит успешность решения задачи привлечения детей к игре, формирования у них потребности в ней. Оборудование игрового уголка в ...
Реализация приоритетного национального проекта «Образование» как путь к
совершенствованию общества
Отдельные детали реализации приоритетного национального проекта «Образование» складываются в общую картину, делающую очевидной связь между современным, качественным образованием и перспективой построения гражданского общества, эффективной экономики и безопасного государства. Следует подчеркнуть, чт ...
Воспитательная роль педагогического взаимодействия в становлении
индивидуальности подростка
Становление ребенка как индивидуальности осуществляется не только автономно по внутренним спонтанным законам. Оно неразрывно связно с социальными условиями, от которых зависит возможность развития или не развития тех или иных сторон личности, дарований, потребностей, интересов. Воспитание как общес ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.