– желанием, умениями и навыками работы со взрослыми людьми; определенными качествами и ценностными ориентациями;
– знаниями о психологических, возрастных, физиологических, трудовой, социальной, бытовой деятельности; о профессиональных особенностях взрослых людей и об их проявлениях в процессе обучения.
Одновременно с этим андрагогу предстоит решать и следующие задачи своей деятельности:
– осуществлять диагностику индивидуальных и типовых проблем аудитории (степень мотивированности на продолжение образования; информационный запрос, актуальный уровень профессиональной компетентности и притязаний; готовность обучаться в предлагаемой форме; психофизиологические и социально-психологические особенности, образовательный и профессиональный опыт и так далее);
– помогать в самоопределении и выборе необходимого развивающего в профессионально-личностном отношении образовательного маршрута и режима обучения;
– оказывать помощь в адаптации к условиям обучения (состав слушателей, содержание, способы работы с информацией);
– создавать условия для позитивного настроя и понимания перспектив профессионального и личностного роста;
– формировать ситуацию межсубъектного взаимодействия в ходе обучения;
– предоставлять каждому слушателю возможность самовыражения и самоутверждения в среде коллег за счет презентации своего позитивного опыта;
– обеспечивать реальное развивающее продвижение в освоении образовательного содержания в логике «динамического треугольника»: отношение – сознание – деятельность;
– гарантировать получение конкретного образовательного продукта, который можно «перенести» в ситуацию профессиональной деятельности (проект, программа действий, технология и др.);
– психологически помочь слушателям выйти из ситуации обучения, т.е. без конфликтов возвратиться внутренне измененными в неизменившийся за это время рабочий контекст; расстаться с сокурсниками; наметить перспективы дальнейшего продвижения в профессиональном поле;
– создать взрослым, обучающимся необходимые условия для овладения нужными им знаниями, качествами, умениями, навыками; а также методами, формами, стратегиями обучения;
– вовлечь взрослых обучающихся в деятельность по оцениванию, планированию, реализации и коррекции учебного процесса.
Учитывая вышеизложенное, андрагог обязан быть профессионалом в области общей психологии, социальной психологии, теории и технологии процесса обучения взрослых людей и так далее; иметь такие качества психики и характера личности, как уравновешенность, тактичность, толерантность, коммуникативность, эмпатию, самоуважение, перспективное видение, безусловную любовь, адекватные самокритичность и реакции и многие другие.
Таким образом, профессиональное взаимодействие андрагога и обучающихся происходит на психическом и социальном уровнях, что, несомненно – при постоянном общении со взрослыми обучающимися – приводит к «взаимопроникновению», взаимному внутреннему и внешнему проецированию учащихся и преподавателя.
Учитывая большие физические нагрузки, связанные с преподаванием, const, практически ежедневным взаимодействием с достаточно большим количеством людей, с самообразованием андрагога как личности, мы можем наблюдать, что имеют место профессиональные деформации личности андрагога.
Профессиональная деформация – это неосознанная привычка человека измерять явления окружающего мира в соответствии с профессиональными стандартами; определенная зацикленность на том или ином аспекте профессиональной деятельности. Профессиональная деформация читается одним из отрицательных качеств профессионала. Андрагог-преподаватель в этом случае может начать анализировать и искусственно оценивать поступки, ответы, действия окружающих его людей по пятибалльной системе; возмущаться «неправильным» поведением, отсутствием должной культуры
В современной психологии выделяют три основные группы факторов, способствующих возникновению профессиональной деформации:
Понятие, цели и задачи краеведения в школе
Для того чтобы рассмотреть краеведение как элемент исторического образования необходимо сначала разобраться с самим понятием. Большая Советская энциклопедия дает, как мне кажется, самое развернутое определение: «Краеведение – всестороннее изучение определенной части страны, города или деревни, друг ...
Особенности региональной политики в деле реализации приоритетного
национального проекта «Образование»
Оценивая практику реализации нацпроекта «Образование», Президент РФ Д.А. Медведев в одном из своих недавних выступлений перед телевизионной общественностью отметил, что результаты проделанной на данный момент работы близки к созданию основной, базовой модели развития образования, бюджетной модели о ...
Организаторский и коммуникативный
компоненты деятельности учителя физической культуры
Организаторская деятельность учителя физического воспитания на уроке – одна из ведущих, она состоит из реализации на практике проектов (планов) учителя. Это деятельность одного человека, осуществляющего мобилизацию, координацию, взаимодействие и взаимосвязь совместно с действующей группой людей. Ор ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.