– догматического следования приказам порождает установку на бездумное выполнение любого приказа начальника, часто ведет к внутриличностным конфликтам, если имеется собственное мнение о необходимости действовать по-другому;
– «я маленький человек»: ведет к снижению профессиональной самооценки, проявлению конформизма и отсутствию собственных суждений по тому или иному служебному вопросу;
– «оптимального» ролевого поведения: часто выступает как механизм приспособительного поведения к определенным служебным ситуациям и конкретным профессиональным действиям (так, угрожающее и агрессивное поведение рассматривается как оптимальное для получения показаний подозреваемого и т.д.);
– «нахождения виновного»: оправдывает все действия по нахождению виновного, его наказанию и т.п.; при этом работа по выявлению истинных причин неэффективности деятельности уходит на задний план, и ее недостатки не вскрываются.
Также наблюдаются частные случаи профессиональной деформации личности: синдром «административного восторга», синдром «управленческой эрозии», синдром «эмоционального сгорания».
Синдром «административного восторга» – своеобразное психологическое состояние, выражающееся в чрезмерном увлечении администрированием, упоением своей властью. Он приводит к злоупотреблению властью, административному произволу. Нередко «административный восторг» является одним из свидетельств профессиональной деформации личности у руководителей различного уровня управления коллективом.
Синдром «управленческой эрозии» («порча» властью) – один из интересных психологических феноменов. Он заключается в том, что со временем эффективность деятельности субъектов власти (руководителей) уменьшается; длительное пребывание на руководящей должности приводит к тому, что решения, которые принимает руководитель, становятся все менее рациональными и неэффективными. Управляющая власть, как организующая и направляющая сила, как говорят, «портится».
Управление принимает все менее рациональные решения. Наибольшая опасность угрожает тем, кто занимает наивысшие должности. Это связано с тем, что в процессе реализации руководящих функций контроль / власть над другими людьми приносит человеку все большее удовольствие.
В этом случае человек не столько озабочен интересами дела, сколько стремиться к доминированию (господству). Общественная польза заменяется личным удовольствием и упоением властью. Стремление к власти у такого руководителя подчиняется тем же законам, что и наркомания. Увеличение власти никогда не дает ему полного удовлетворения. Наоборот, оно вызывает еще большее стремление контролировать других, влиять на них. Чем больше власти, тем сильнее тенденция к ее расширению.
«Испорченные» властью руководители становятся все более эгоцентричными. Проблема сохранения и расширения властных полномочий становится для них важнейшей. Они постоянно расширяют сеть контролирующих или репрессивных средств. Желая оправдать свои шаги, могут создавать мифы о врагах и всяческих угрозах для организации.
Возникновение и развитие управленческой эрозии не зависит от стиля руководства – демократического или авторитарного. Эти стили, эффективные вначале, со временем могут потерять свою практическую направленность и ценность. Новые условия часто требуют новых форм общения и управления, тогда как руководители сохраняют старые формы и стратегии.
Синдром «эмоционального сгорания» / «профессионального выгорания» – специфический вид профессиональной деформации лиц, которые во время выполнения своих рабочих обязанностей тесно общаются с людьми (термин «burnout», 1974 год; американский психиатр Фрейденберг).
Данный синдром проявляется:
– в чувстве безразличия, эмоционального истощения, изнеможения (человек не может отдаваться своему делу так, как это было раньше);
– в дегуманизации (развитие негативного / отрицательного отношения к людям (своим коллегам, клиентам и далее);
Игры для развития ориентировки на плоскости
Содержание понятия ориентировка на плоскости включает: - умение фиксировать местоположение точки на листе; - понимание пространственных отношений между различными предметами на листе; - умение выполнять разнообразные практические задания при ориентировке на плоскости; - умение самостоятельно характ ...
Процесс слушания музыки как средство развития эстетических и нравственных
качеств личности
В широком смысле музыкальное воспитание – это формирование духовных потребностей человека, его нравственных представлений, интеллекта, развития идейно-эмоционального восприятия и эстетической оценки жизненных явлений. В таком понимании – это воспитание Человека. В более узком смысле музыкальное вос ...
Формы и методы применения информационных технологий
в образовании
Информационные технологии выполняют в образовательном процессе двоякую роль: с одной стороны, они являются предметом изучения и практического освоения, а с другой - инструментальным средством, с помощью которого удается повысить результативность и эффективность изучения практически всех дисциплин у ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.