Прежде всего, хотелось бы отметить, что андрагогика связана с образованием и самообразованием самым непосредственным образом: в современном социуме самообразование (причём, на всех уровнях) всё больше становится одним из важнейших принципов гармоничного развития личности, её благополучия во всех сферах жизни, что, в итоге, непосредственно сказывается на стабильном процветании государства и всех его граждан.
Ф. Бэкон заметил: «Люди хитроумные презирают учёность, простодушные дивятся ей, мудрые – пользуются».
Практика развития образования взрослых в XXI веке подтверждала вывод V Международной конференции по образованию взрослых (1997 год, Гамбург), что образование взрослых – это ключ к XXI веку. Практически к этому же выводу пришла Европейская комиссия в своем коммюнике по вопросам образования взрослых (2006 год): «Никогда не поздно учиться», подчеркнув, что «образование взрослых играет ключевую роль в развитии гражданственности (социальный капитал) и компетентности (человеческий капитал)».
Определяющие позиции в реализации данной концепции, что также признается во всем цивилизованном мире, принадлежат образованию взрослых.
Общеизвестно, что традиционное базовое образование, независимо от длительности обучения, не обеспечивает человека необходимым и нужным ему материалом, который он мог бы использовать на протяжении всей своей жизни, определяя и решая свои задачи; «…и потому сфера образования во всех развитых странах мира функционирует и развивается на основе концепции непрерывного образования».
Профессиональная деятельность андрагога заключается в обучении, выполнении организационно-управленческих функций в среде взрослых людей, консультировании, оказании социальной помощи.
В июне 1995 года Государственный стандарт специальности «Андрагогика» был утвержден Госкомвузом РФ. Данный образовательный стандарт послужил фундаментом для подготовки базовых специалистов – андрагогов (преподавателей андрагогических дисциплин).
Специалист, получивший пятилетнюю стандартную профессиональную подготовку, может работать в качестве преподавателя андрагогических и педагогических дисциплин не только в образовательных профессиональных учреждениях, но, вместе с тем, в качестве эксперта, консультанта, тьютора, научного работника, работника управленческого аппарата, инспектора, методиста, социального работника в учреждениях, организациях и на предприятиях, связанных с производственной и социальной сферами .
В профессии андрагога выделяют следующие основные функционально-должностные обязанности:
– организация и реализация процесса обучения взрослых людей на любых уровнях и в любых сферах непрерывного образования (преподаватель-андрагог);
– оказание помощи в научно обоснованной организации и реализации учебного процесса; оценка качества учебного процесса, качества знаний; аттестация андрагогических кадров и учебных заведений для взрослых (методист, тьютор, эксперт, инспектор);
– проведение научно-исследовательской работы по проблемам образования взрослых (научный работник);
– проведение консультационной, социально-реабилитационной работы по вопросам учебной, производственной, социальной, личной жизни взрослых (консультант, работник информационно-ориентационной службы в сфере образовательных услуг, социальный работник);
– осуществление организационно – управленческой деятельности в учебных заведениях, на предприятиях, в организациях и учреждениях производственной и социальной сфер (работник управленческого аппарата).
Современные данные социальных исследований указывают на то, что главными заказчиками и потребителями услуг образования являются:
– отдельная личность (со своими индивидуальными и конкретными потребностями и запросами);
– социальная группа;
– социальные институты (включая государство);
– общество.
В процессе компетентной профессиональной деятельности андрагогу необходимо обладать:
Понятие об орфограмме. Типы орфограмм
Для удобства работы по правописанию необходимо выделить практическую, конкретную единицу. Основной орфографической единицей служит орфограмма. Основной орфографической единицей, принятой в современной методике, является орфограмма. Орфограмма — это написание, которое не устанавливается на слух. Ес ...
Физический эксперимент. Электризация тел
Оборудование: 1)маятник электрический на изолирующем штативе, 2)палочка из органического стекла, 3)палочка из эбонита, 4)кусок меха. Опыта показывает факт электризации тел. Палочку из органического стекла натирают куском меха, а затем осторожно подносят к висящей на шелковой нити станиолевой гильзе ...
Имущество и средства учреждения
За дошкольным образовательным учреждением в целях обеспечения образовательной деятельности в соответствии с уставом учредитель в установленном порядке закрепляет объекты права собственности (здания, сооружения, имущество, оборудование, а также другое необходимое имущество потребительского, социальн ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.