В ходе экспериментальной работы мы разработали систему занятий с включением народных традиций. Федеральный компонент задействовали во всех занятиях 3 класса Ризоватовской школы.
На внеурочном мероприятии даются общие представления об устном народном творчестве, о жанре сказки как одного из вида русский фольклора. Была проведена беседа с детьми о том, как зародилась сказка. В ходе беседы дети были ознакомлены с такими видами устного народного творчества как волшебная, бытовая сказка. Из этого следует сделать вывод, что дети мало знают о видах сказки как устного народного творчества.
Приведем пример использования сказки на уроках чтения.
I этап. Знакомство детей с устным народным творчеством народов России. На этом этапе нами была проведена система занятий.
Занятие 1. «Доброе сердце да умелые руки – самое дорогое богатство»
Русская народная сказка «Морозко».
Программное содержание: вызвать эмоциональный отклик на происходящее в сказке; высмеивает не умелых лодырей , учат добру трудолюбию.
Кого было жалко в сказках? (Дедушку).
За кого вы рады? (Мы рады за Аленушку– она будет жить теперь счастливо). За что она награждена? ( за доброту и ласку к окружающим)
Доброе сердце да умелые руки – самое дорогое богатство.
Занятие 2. «Смех – начало дружбы»
Русская народная сказка «Волк и теленок»
Программное содержание. Вызвать смех несоответствием рассказов, дать представление о том, что веселье, радость и смех объединяют людей, помогают им сдружиться.
Что такое «быть друзьями?» (Это значит вместе играть, никогда не обижать друг друга, делиться игрушками, помогать, защищать. Друзья никогда не дерутся. Не дразнятся).
Занятие 3. «Самое большое богатство» Сказка «Репка».
Программное содержание. Дать понять, что труд дает человеку все необходимое, вызвать желание трудиться; учить уважать людей труда за их доброту; подчеркнуть благородство мышки.
Как вы думаете, кто помог вытащить репку? (семья, дружба всех членов семьи).
Занятие 4. «Что такое глупость?»
Былина «Лиса и ворона».
Программное содержание. Вызвать эмоциональный отклик на короткие, но образные сказки; подвести детей к мысли о пользе общения с родителями, бабушками и со сверстниками.
Кого в этой сказке назовете глупым? (В этой сказке ворона глупая. Когда ее похвалили, она обрадовалась и гаркнула: «Да!», а лиса забрала сыр).
Что же такое глупость? (Это когда ничего не знаешь и не понимаешь).
А как можно умным стать? (Надо учиться, много читать, слушать радио, смотреть телевизор – там много о птицах и зверях рассказывают. А еще надо у старших ума набираться. Они очень умные, все знают. У друзей тоже можно учиться; рисовать, лепить, строить, играть).
Занятие 5. «Есть совесть, есть и стыд: а стыда нет, и совести нет».
Сказка «Золушка».
Программное содержание: учить детей понимать смысл слова «совесть»; пробудить в детях мотивы доброжелательных взаимоотношений.
Кого вы назовете несправедливым в этой сказке? Почему? (Старшие сестры поступили плохо, несправедливо. У них нет совести. Они обижали младшую сестру. Они были лентяйки, только наряжаться любили).
А если бы вы были в этой сказке, что бы вы сделали для младшей дочери? (Я бы ее пожалела. Погладила бы ее руки, дала бы красивое чистое платье. Злых сестер поругала бы).
Им стало бы стыдно. Да? (Да). Почему? (Потому что у них появится совесть).
Значит, когда стыдно – значит есть совесть? (Да).
А вам когда-нибудь бывает стыдно? (Да. Стыдно, когда я не слушаюсь. Когда обижают маленьких, тоже стыдно. Когда дерутся, стыдно. И когда еще говорят плохие слова).
Формирующий эксперимент
Исходя из результатов констатирующей части исследования, когда были выделены и условно определены четыре подгруппы детей, основание для объединения в которые послужили степень развития детских знаний и игровых умений, влияющих на создание определенного климата коллективных взаимоотношений в игре, б ...
Современные тенденции дошкольного образования
Главной задачей российской образовательной политики в последние годы стало обеспечение современного качества образования при сохранении его фундаментальности и соответствии актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Для ее решения правительством РФ и Министерством обр ...
Представления детей о диких животных
Чтобы определить круг и характер знаний и соответствующим образом построить обучение, нами было предпринято констатирующее обследование дошкольников, конкретные задачи которого были следующие. Выяснить, что дети знают о живом и неживом, по каким признакам различают растения, животных, предметы. Как ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.