При исследовании уровня самостоятельности в аппликации у детей экспериментальной группы выяснилось, что 8 детей обладают высоким уровнем, они проявляют устойчивый интерес к аппликативной деятельности, что составляет 31% данной выборки; у 69% - средний уровень самостоятельности в аппликации.
При исследовании уровня самостоятельности в аппликации выяснилось, что 12 детей контрольной группы обладают высоким уровнем, они дети проявляют устойчивый интерес к аппликативной деятельности, что составляет 46% данной выборки. У 54% - наблюдается средний уровень развития самостоятельности в аппликации, эти дети отличаются неустойчивым интересом аппликативной деятельности.
Рисунок 5- Показатели уровня самостоятельности в аппликативной деятельности
На следующем этапе исследования, для подтверждения гипотезы на статистическом уровне, был применен метод критерий различий Фишера, который предназначен для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака, количественно измеренного. Результаты математической обработки углового преобразования Фишера отражены в таблице 7 (Приложение 6).
В результате обнаружено:
- дети контрольной группы превосходят по уровню выраженности эмоциональных реакций детей экспериментальной группы в 1,12 раз;
- дети контрольной группы превосходят по уровню мышления детей экспериментальной группы в 1,13 раз;
-дети контрольной группы превосходят по уровню самостоятельности в умении делать по образцу детей экспериментальной группы в 1,3 раз;
- дети контрольной группы превосходят по уровню воображения детей экспериментальной группы в 1,5 раз;
- дети контрольной группы превосходят по уровню самостоятельности в аппликативной деятельности детей экспериментальной группы в 1,15 раз.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема формирования самостоятельности детей дошкольного возраста является актуальной в наши дни, так как большое значение имеет влияние семейной и предметно-развивающей среды на ребенка. Своей главной воспитательной задачей родители должны видеть в том, чтобы научить ребенка в любой жизненной ситуации оставаться человеком. Также в детском саду должна быть создана предметно-развивающая среда, побуждающая ребенка к проявлению самостоятельности.
Самостоятельность – очень многоаспектный и психологически непростой феномен, это скорее смыслообразующая, качественная характеристика какой-либо сферы деятельности и личности, имеющая собственные конкретные критерии.
Первые проявления самостоятельности в детской деятельности усматриваются еще в дошкольном возрасте. Каждый здоровый ребенок стремится в пределах своих еще небольших возможностей к некоторой независимости от взрослых в повседневной практической жизни.
В практике дошкольного воспитания проблеме самостоятельности дошкольника в бытовом труде уделено особое место.
Самостоятельность воспитывается при выполнении детьми обязанностей по обслуживанию себя и близких людей; уровень самостоятельности связан с освоением социального опыта трудовой деятельности, возможностью проявления ребенком в труде субъектной позиции.
Самостоятельность детей разворачивается от самостоятельности репродуктивного характера к самостоятельности с элементами творчества, при неуклонном повышении роли детского сознания, самоконтроля и самооценки в осуществлении деятельности.
Таким образом, гипотеза исследования о том, что формирование самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста будет осуществляться наиболее успешно, если:
-установлены родительские отношения к формированию самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста;
При исследовании родительского отношения к самостоятельности своих детей выяснилось, что 26 семей благоприятно относятся к формированию самостоятельности детей, что составляет 50% данной выборки, 26 семей (50%) – неблагоприятные отношения к формированию самостоятельности к своим детям.
-определены различия между уровнями сформированности самостоятельности старших дошкольников экспериментальной и контрольной групп.
Удалось сформировать устойчивую мотивацию – дети стали более осознанно ориентироваться в ситуациях, реже проявлять негативное отношение к процессу и результату деятельности. Сама деятельность стала характеризоваться выраженной потребностью помогать друг другу. В целом нам удалось сформировать у детей такое личностное качество, как самостоятельность.
Методы развития и оценки координационных способностей
Для развития КС детей школьного возраста используют разнообразные методы. Первыми из них следует назвать методы строго регламентированного упражнения (или сокращенно - методы упражнения), основанные на двигательной деятельности. Эти методы используют в различных вариантах. Их разнообразие зависит о ...
Методические рекомендации для педагогов
образовательных учреждений по развитию воспитательного потенциала семьи
На основе изученной научно-педагогической, методической и практико-ориентированной литературы мы разработали методические рекомендации для педагогов образовательных учреждений по развитию воспитательного потенциала семьи в современных условиях. Рекомендации состоят из двух блоков. Первый блок реком ...
Опыт работы учителей по
обучению ритму и интонации английского языка
Перед каждым преподавателем иностранного языка, особенно целью, которого является развитие ритмико-интонационных навыков, встаёт вопрос: с помощью каких материалов можно работать над данным аспектом. Г.М Вишневская доктор философских наук, профессор ГУ города Иваново предлагает работу над ритмом ан ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.