В ходе проведения данных тестов и опросников в двух 8 классах, в связи с тем, что я проводила уроки в этих классах у меня была возможность проанализировать и изучить вопрос на основе не только различных тестов, но и наблюдение за поведением ребят. Как они общаются друг с другом в школе, классе, на уроках. А так же как они общаются в неформальной обстановке при организации внеклассного мероприятия.
В обоих из испытуемых классов при пользовании картой-схемой А.Н. Лутошкина мной был выявлен благоприятный "+" микроклимат обоих классов. Как и предполагалось ранее в начале работы, микроклимат подросткового класса будут благоприятным.
Надо также отметить, что в педагогической деятельности наиболее важным, на мой взгляд будет метод наблюдении. Он наиболее полно сможет дополнить картину исследуемого вопроса. При методе наблюдения мной было выявлено дружеское отношение одноклассников друг с другом, не имело место вовсе насмешливость друг над другом, придирчивость. Также следовало бы отметить положительное влияние на микроклимат как педагогов предметников так и классных руководителей. В классах нет отверженных, что на мой взгляд. Лишний раз подчеркивает сплоченность коллектива.
Но нужно так же отметить, что классы находились на этапе развития коллектива "Алый парус". Это главным образом проявлялось в чувстве защищенности: " Я частичка сильного Мы".
Если рассмотреть вопрос взаимоотношений подросткового класса как психолого-педагогическую проблему, то здесь можно отметить следующие особенности:
Подростковый класс более выражено обособляется и устанавливает внутри класса свои "правила" по которым должны жить все ребята класса;
Внутри класса накапливается множество противоречий и задача педагога, на мой взгляд, стараться разрешить их и не допускать конфликтов в классе. В любом возрасте класса конфликт не может обещать что-то хорошее, тем более в подростковом классе.
В подростковом классе не всегда преобладает доброжелательный тон общения, который является одной из характерных черт благоприятного микроклимата, это опять таки обусловлено возрастом класса.
Если рассматривать особенности микроклимата подросткового класса, то здесь конечно нельзя не отметить, что психика подростка достаточно не уравновешена. Поэтому конечно нельзя сказать, что общение в классах было всегда гуманистически направленным, имели место и "выяснение отношений" и придирчивость друг к другу, но все это не носило затяжной и длительный характер. И опять таки, только на основе проведенных опросников, тестов были сделаны данные выводы.
Но все же хотелось бы еще раз отметить, что подростковый класс сельской школы это подростковый класс с благоприятным микроклиматом, в начале работы мной была выдвинута гипотеза, что микроклимат подросткового класса будет гуманистически направленным и как показали опросники, тесты и сам метод наблюдения именно так оно и есть.
Дети сельской школы гораздо добрее и отзывчивее, возможно это еще и связано с тем, что они растут и развиваются в непосредственной близости с природой. Соответственно и микроклимат в таком классе будет иметь гуманистический характер, развивать и корректировать, по-моему мнению, легче именно коллектив в сельской школе, так как я находилась на практике как в гимназии г. Ульяновска, так и в сельской школе. И можно однозначно и точно сказать, что более положительно настроены дети сельской школы.
Данная гипотеза в моей работе была подтверждена в полном объеме и четко проиллюстрирована на примерах
Организация, методы и экспериментально-психологические
методики исследования
В данном исследовании принимали участие младшие подростки 11-12 лет с легкой умственной отсталостью в количестве 36 человек. В экспериментальную группу (группа 1), вошли подопечные, младшего подросткового возраста, с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся в 5 классе специальной коррекцио ...
Литературное творчество школьников как условие развития творческих
способностей
Это детские речевые упражнения по образцам, основанные на активном подражании. С одной стороны, посредством устного пересказа и письменного изложения обогащается речь школьника, он как бы берет уроки у писателя; с другой - школьник сам строит предложения и текст, проявляет инициативу и активность в ...
Социолизация ребенка в игре
Большинство семей, имеющих детей, по-прежнему традиционные и полные. Однако рекомендуется воспитывать девочек и мальчиков одинаково: дети не только получают равную заботу о себе со стороны матери и отца, но и играют в одинаковые игрушки и игры, так что не поощряется не демонстрация силы и агрессивн ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.