Педагогика и образование » Специфика социально–психологического климата подросткового класса сельской школы » Понятие благоприятного микроклимата и его влияние на развитие подросткового класса

Понятие благоприятного микроклимата и его влияние на развитие подросткового класса

Страница 8

Для общей оценки некоторых основных проявлений психологического климата коллектива учитель может воспользоваться картой-схемой А.Н. Лутошкина.

В ней в левой стороне листа описаны те качества коллектива, которые характеризуют благоприятный психологический климат, в правой - качества коллектива с явно неблагоприятным климатом. Степень выраженности тех или иных качеств можно определить с помощью семибалльной шкалы, помещенной в центре листа (от +3 до - 3).

Используя схему, следует прочесть сначала предложение слева, затем - справа и после этого знаком "+" отметить в средней части листа ту оценку, которая наиболее соответствует истине. При этом надо иметь в виду, что оценки означают:

+ 3 - свойство, указанное слева, проявляется в коллективе всегда;

+ 2 - свойство проявляется в большинстве случаев;

+ 1 - свойство проявляется достаточно часто;

0 - ни это, ни противоположное (указанное справа) свойства не проявляются достаточно ясно или то и другое проявляются в одинаковой степени;

1 - достаточно часто проявляется противоположное свойство (указанное справа);

2 - свойство проявляется в большинстве случаев;

3 - свойство проявляется всегда.

Положительные особенности

+3

+2

+1

0

-1

-2

-3

Отрицательные особенности

Преобладает бодрое и жизнерадостное настроение

Преобладают подавленное настроение, пессимистический тон

Преобладают подавленное настроение, пессимистический тон

Преобладают конфликтность в отношениях, агрессивность, антипатии

В отношениях между группировками внутри коллектива существует взаимное расположение и понимание

Группировки конфликтуют между собой

Членам коллектива нравится бывать вместе, участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время

Члены коллектива проявляют безразличие к более тесному общению, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности

Успехи или неудачи отдельных членов коллектива вызывают сопереживание, участие всех членов коллектива

Успехи или неудачи отдельных членов коллектива вызывают сопереживание, участие всех членов коллектива

Успехи или неудачи отдельных членов коллектива вызывают сопереживание, участие всех членов коллектива

Успехи и неудачи членов коллектива оставляют равнодушными остальных, а иногда вызывают зависть и злорадство

Преобладают одобрение и поддержка, упреки и критика высказываются с добрыми побуждениями

Критические замечания носят характер явных и скрытых выпадов

Члены коллектива с уважением относятся к мнению друг друга

В коллективе каждый считает свое мнение главным и нетерпим к мнениям товарищей

В трудные для коллектива минуты происходит эмоциональное единение по принципу "один за всех, все за одного”

В трудных случаях коллектив "раскисает”, появляется растерянность, возникают ссоры, взаимные обвинения

Достижения или неудачи коллектива переживаются всеми как свои собственные

Достижения или неудачи всего коллектива не находят отклика у его отдельных представителей

Коллектив участливо и доброжелательно относится к новым членам, старается помочь им освоиться

Новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним нередко проявляется враждебность

Коллектив активен, полон энергии

Коллектив пассивен, инертен

Коллектив быстро откликается, если нужно сделать полезное дело

Коллектив невозможно поднять на совместное дело, каждый думает только о собственных интересах

В коллективе существует справедливое отношение ко всем членам, здесь поддерживают слабых, выступают в их защиту

Коллектив разделяется на "привилегированных" и "пренебрегаемых”, здесь презрительно относятся к слабым, высмеивают их

У членов коллектива проявляется чувство гордости за свой коллектив

К похвалам и поощрениям коллектива здесь относятся равнодушно

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Еще по теме:

Роль ученического самоуправления в развитии личности
Основное предназначение ученического самоуправления – удовлетворить индивидуальные потребности обучающихся, направленные, прежде всего на защиту их гражданских прав и интересов. Участие в решении насущных проблем школы, участие обучающихся в ученическом самоуправлении способствует формированию боле ...

Эмпирический анализ ценностных ориентаций учащихся общеобразовательных учреждений
Настоящее эмпирическое исследование ставило целью изучить особенности системы ценностных ориентаций учащихся общеобразовательных учреждений. Задачи исследования: Определить особенности родительского отношения к подросткам. Определить иерархию ценностных ориентаций подростков. Получить данные о субъ ...

Анализ учебного материала в школьной программе
В курсе биологии учащиеся получили первоначальные сведения о белках и нуклеиновых кислотах. Эти знания, наряду со знаниями, полученными в курсе органической химии, станут опорными при изучении химии белков и нуклеиновых кислот. Раздел «Нуклеиновые кислоты» изучается с целью подготовки учащихся к ус ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.2395