Педагогика и образование » Специфика социально–психологического климата подросткового класса сельской школы » Понятие благоприятного микроклимата и его влияние на развитие подросткового класса

Понятие благоприятного микроклимата и его влияние на развитие подросткового класса

Страница 9

Чтобы представить общую картину психологического климата коллектива, надо сложить все положительные и отрицательные баллы. Полученный результат может служить условной характеристикой психологического климата большей или меньшей степени благоприятности.

Однако возможна и более простая оценка - через периодический замер эмоциональных состояний с помощью созданной тем же А.Н. Лутошкиным методики цветописи, в которой учащимся предлагают выбрать, с каким цветом у них ассоциируется пребывание в данном коллективе, ситуативное настроение и т.п. (и т.п. - потому, что возможности так называемых "цветовых тестов” очень велики, но их здесь невозможно раскрыть). При этом используются следующие цвета: красный - восторженное настроение; оранжевый - радостное; желтый - светлое, приятное; зеленый - спокойное, уравновешенное; фиолетовый - тревожное, напряженное; черный - уныние, полное разочарование, упадок сил.

Вывод, полученный после применения карты-схемы А.Н. Лутошкина.

На практике мной была также применена методика цветописи.

Испытуемые выбрали теплые цвета (желтый, оранжевый, зеленый).

При анализе можно сделать следующий вывод: в классах преобладает радостное восторженное настроение. Чувство тревожности, тем более уныния не имеет место в испытуемых классах. На основе этого можно сделать вывод, что микроклимат классов, участвующих в изучении, благоприятный.

Если же вернуться непосредственно к карте-схеме, то здесь все выборы были сделаны в положительной полуоси, что также вновь характеризует положительный, благоприятный микроклимат.

Атмосфера в группе

Замерять психологическую атмосферу в группе, то есть динамичную составляющую психологического климата, можно с помощью несложной методики, в которой приводятся десять противоположных по смыслу пар слов. Испытуемый должен поставить крестик под черточкой между каждой из пар, причем черточки, задающие "дистанцию" между парами, кодируются по девятибалльной шкале слева направо по схеме: 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Чем выше суммарный балл, тем лучше атмосфера в группе (ее можно оценивать и по составляющим).

Дружелюбие

Враждебность

Согласие

Несогласие

Удовлетворенность

Неудовлетворенност

Увлеченность

Равнодушие

Продуктивность

Непродуктивность

Теплота

Холодность

Сотрудничество

Отсутствие сотрудничества

Взаимная поддержка

Недоброжелательность

Занимательность

Скука

Успешность

Не успешность

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11

Еще по теме:

Проблемы самосознания в психологии и педагогике
Любой из нас в жизни хоть раз задавал себе вопрос "Кто Я?" этот вопрос сугубо индивидуален, обращён внутрь личности, на него нельзя ответить объективно. Ведь каждый человек имеет свою внутреннюю структуру, которая определяется его индивидуальностью, руководит мыслями, поступками, одним сл ...

Основы патриотического воспитания
Патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отеч ...

Растения: разновидности и уход
В уголке живой природы хорошо приживаются обитатели тропических лесов и болот: бегония, бальзамин, фикус, традесканция; выносливые растения пустынь: амариллис, кливия, кринум, алоэ, филлокактус, хлорофитум; некоторые субтропические: герань, аспидистра. Эти комнатные растения украшают помещения и в ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.2248