Игра-проект "Символика моего класса", при проведении мной, помогло учителю - классному руководителю и самим детям окунуться в атмосферу общей работы для своего же класса. Это очень важно для подросткового класса, именно на основе характеристик подросткового возраста, мной была выбрана эта игра-проект. После ее завершения было проведено планирование классных дел (по желанию учеников), на котором были намечены дальнейшие дела. Во время проведения в классе наблюдался благоприятный микроклимат (выводы были сделаны на основе метода наблюдения).
3. Упражнение "Создание правил и законов нашего класса".
Необходимым условием для ощущения защищенности, безопасности и комфортности является наличие правил, по которым функционирует класс. Эти правила должны быть понятны детьми, приниматься ими. Кроме того, известными должны быть и последствия, к которым приводят нарушения этих правил. Дети должны иметь возможность принять участие в создании правил своего класса.
Учитель напоминает ребятам, что такое правила, что только тогда они становятся законами, когда они записаны на бумаге, принимаются и понимаются людьми.
Творческое задание ребятам: методом "мозгового штурма" разработать правила класса, обсудить их и принять голосованием. После голосования - записать на листе ватмана и поставить подписи.
4. Создание "Дневника класса".
Нужно предоставить возможность каждому ученику и учителю написать что-то о себе, например, на тему "Что я люблю и чего я не люблю". Эти записи можно поместить в специальный альбом под фотографией каждого ребенка. Туда же поместить фотографию всего класса. Этот альбом можно дополнять рассказами детей о жизни класса и фотографиями. Важно, чтобы учитель и дети принимали равное участие в создании подобного дневника. Лучше всего использовать такой альбом, в который можно вставлять дополнительные листы в любое место - ведь в классе могут появляться новые ученики. Кстати, стоит продумать и ритуал принятия новых учеников - рассказать им о правилах класса, показать "Дневник" и т.д.
Далее я привожу непосредственно вопросники, тесты на основе которых мной была подверждена моя гипотеза.
Тест 20-ти вопросов
Сколь бы ни были мы неповторимы в своей индивидуальности, для других мы обычно предстаем в общественной (можно даже сказать - обобществленной) ипостаси - с позиции той роли, которую мы призваны играть.
Роль для любого учителя - это, во-первых, фиксация определенной позиции, которую человек занимает в какой-либо системе отношений; во-вторых - функция, которую он должен выполнять, занимая эту позицию, и, в-третьих - нормативно одобряемый образец поведения, который ожидается от каждого, кто исполняет эту роль.
В зависимости от того, в какой именно системе отношений осуществляется исполнение ролей, все они подразделяются на социальные (начальник, мать, муж и т.п.), внутригрупповые (Лидер, Марионетка, Шут), межличностные (Покровитель, Партнер, Любимая) и, наконец, индивидуальные (это уже по другому признаку - по усвоенному личностью и ставшему частью ее "Я" наиболее традиционному набору ролей - Золушка, Вундеркинд, Тиран и т.д.). В принципе возможно и более дробное деление ролей (слишком уж многообразны системы отношений, в которые мы вступаем в течение своей жизни), но и представленного подразделения оказывается достаточно для того, чтобы приступить к анализу ролевого набора конкретного человека. Делается это с помощью простого в исполнении, но довольно сложного в обработке и интерпретации теста 20-ти вопросов. В этом тесте испытуемого просят в течение 12 минут дать 20 различных ответов на вопрос, обращенный к самому себе: "Кто я такой? ” Ответы необходимо давать в том порядке, в котором они приходят в голову, не заботясь о последовательности, грамматике и логике. Полученный список, прежде всего, рассматривается с точки зрения двух категорий суждений: присоединяющих, в которых испытуемый относит себя к какой-либо группе и которые обычно находятся в начале списка, и дифференцирующих, где он указывает свои специфические, отличающие его от других признаки. Помимо этого ответы подразделяются по социальным группам (и соответственно ролям) - пол, возраст, национальность, профессия и т.п.; идеологическим убеждениям - философские, политические и моральные высказывания, а также интересам, увлечениям, стремлениям, целям и, конечно же, самооценке. Наиболее частыми категориями являются следующие: профессиональная идентичность, семейные роль и статус, пол и возраст. Особое внимание следует обращать на ответы, которые передают сознательную идентификацию человека с определенными категориями ролей, то есть с теми, которые он не просто должен, но хочет и стремится выполнять.
Предметно-ориентированные технологии
обучения
Технология постановки цели Центральная проблема педагогической технологии – процесс целеобразования. Она рассматривается в двух аспектах: диагностика целеобразования и объективный контроль качества усвоения учащимися учебного материала; развитие личности в целом. Способ постановки целей, который пр ...
Театрализованная деятельность как средство развития диалогической речи
В данном пункте раскрывается методика формирующего эксперимента детей трех средних групп: 1-я экспериментальная (1ЭГ), 2-я экспериментальная (2ЭГ) - 3 и контрольная группа (КГ). Наше обучение опиралось на результаты исследований, проведенных ранее в лаборатории развития речи Института дошкольного в ...
Формирование универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного
возраста
Почему мы делаем акцент именно на детей старшего дошкольного возраста? Дело в том, что если ребенок раннего и младшего дошкольного возраста не получает дошкольного образования, то недостатки и упущения в его развитии еще можно исправить. Если же недостаточный уровень развития имеет ребенок старшего ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.