Анализ результатов:
Ответы оцениваются по восьми шкалам следующим образом:
I. Физическая агрессия:
"да" = 1, "нет"-0: 1,25,31,41,48,55,62,68, "нет" =1, "да" = 0:9,7
2. Косвенная агрессия:
"да" - 1, "нет" = 0:2, 10, 18, 34,42, 56, 63, "нет" = 1, "да" - 0: 26,49
3. Раздражение:
"да"=1, "нет"=0: 3,19,27,43, 50, 57,64,72, "нет" = 1, "да" =0: II,35,69
4. Негативизм:
"да" == 1, "нет" = 0: 4, 12, 20, 28, "нет" - 1, "да" = 0: 36
5. Обида:
"да"= 1,"нет" - 0: 5, 13, 21,29,37,44,51,58
6. Подозрительность:
"да"=1, "нет"=0: 6,14,22,30,38,45,52,59, "нет" = 1, "да" = 0: 33, 66, 74,75
7. Вербальная агрессия:
"да" = 1, "нет" = 0: 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73, "нет" - 1, "да"= 0: 33,66,74,75
8. Чувство вины:
"да"-1, "нет"=0: 8, 16, 24, 32, 40, 47,54,61,67
Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индекс агрессивности (как прямой, так и мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3, 7.
Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 плюс-минус 4, а враждебности – 6,5-7 плюс-минус 3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.
Методика САН
Инструкция: "Вам предлагается описать свое состояние, которое вы испытываете в настоящий момент, с помощью таблицы, состоящей из 30 полярных признаков. Вы должны в каждой паре выбрать ту характеристику, которая наиболее точно описывает ваше состояние, и отметить цифру, которая соответствует степени выраженности данной характеристики".
Обработка данных.
При подсчете крайняя степень выраженности негативного полюса пары оценивается в один бал, а крайняя степень выраженности позитивного полюса – в 7 баллов. При этом нужно учитывать, что полюса шкал постоянно меняются, но положительные состояния всегда получают баллы высокие, а отрицательные – низкие. Полученные баллы группируются в соответствии с ключом в три категории, и подсчитывается количество балов по каждой из них.
Самочувствие (сумма баллов по шкалам):1,2,7,8,13,14,19,20,25,26.
Активность (сумма баллов по шкалам): 3,4,9,10,15,16,21,22,27,28.
Настроение (сумма баллов по шкалам): 5,6,11,12,17,18,23,24,29,30.
Полученные результаты по каждой категории делятся на 10. Средний балл шкалы равен 4. Оценки, превышающие 4 балла, говорят о благоприятном состоянии испытуемого, оценки ниже 4 свидетельствуют об обратном. Нормальные оценки состояния лежат в диапазоне 5,0 - 5,5 балла.
Типовая карта методики САН
Фамилия, инициалы _
Пол
Возраст _
Дата _ Время
1 |
Самочувствие хорошее |
3210123 |
Самочувствие плохое |
2 |
Чувствует себя сильным |
3210123 |
Чувствует себя слабым |
3 |
Пассивный |
3210123 |
Активный |
4 |
Малоподвижный |
3210123 |
Подвижный |
5 |
Веселый |
3210123 |
Грустный |
6 |
Хорошее настроение |
3210123 |
Плохое настроение |
7 |
Работоспособный |
3210123 |
Разбитый |
8 |
Полный сил |
3210123 |
Обессиленный |
9 |
Медлительный |
3210123 |
Быстрый |
10 |
Бездеятельный |
3210123 |
Деятельный |
11 |
Счастливый |
3210123 |
Несчастливый |
12 |
Жизнерадостный |
3210123 |
Мрачный |
13 |
Напряженный |
3210123 |
Расслабленный |
14 |
Здоровый |
3210123 |
Больной |
15 |
Безучастный |
3210123 |
Увлеченный |
16 |
Равнодушный |
3210123 |
Взволнованный |
17 |
Восторженный |
3210123 |
Унылый |
18 |
Радостный |
3210123 |
Печальный |
19 |
Отдохнувший |
3210123 |
Усталый |
20 |
Свежий |
3210123 |
Изнуренный |
21 |
Сонливый |
3210123 |
Возбужденный |
22 |
Желание отдохнуть |
3210123 |
Желание работать |
23 |
Спокойный |
3210123 |
Озабоченный |
24 |
Оптимистичный |
3210123 |
Пессимистичный |
25 |
Выносливый |
3210123 |
Утомляемый |
26 |
Бодрый |
3210123 |
Вялый |
27 |
Соображать трудно |
3210123 |
Соображать легко |
28 |
Рассеянный |
3210123 |
Внимательный |
29 |
Полный надежд |
3210123 |
Разочарованный |
30 |
Довольный |
3210123 |
Недовольный |
Принцип преемственности как
основополагающий аспект методики обучения изобразительной деятельности в
современной системе образования
В современной системе образования детский сад является первоначальным звеном. Преемственность – основное условие существования системы образования, которая включает постановку и решение учебно-воспитательных задач в детском саду с перспективой их дальнейшего совершенствования в школе. Проблема прее ...
Процессуальная модель предупреждения и
преодоления асоциального поведения подростков на основе ценностных ориентаций
Целью разрабатываемой модели является формирование устойчивой и последовательной системы норм и ценностей подростка и разрушение появившихся у него элементов готовности к асоциальному поведению, то есть его предупреждение. Модель предполагает индивидуальную и групповую работу в школе, работу с детс ...
Физиологические и психологические основы развития ловкости у детей
старшего дошкольного возраста
Психофизиологические качества ребенка включают в себя такие понятия, как сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость. Составной частью физического воспитания являются физические качества, которые содействует решению социально обусловленных задач: всестороннему и гармоничному развитию личности, ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.