В рамках программы большое внимание было уделено работе с родителями подростков: родительские собрания, содержащие лекции и тренинги, встречи за круглым столом, встречи родителей со специалистами (психологом, наркологом, врачом терапевтом, инспектором ПДН). Основные задачи работы с родителями:
1) изучить семейную атмосферу ученика, его взаимоотношения с семьей;
2) переключить внимание взрослого с фиксации на негативном поведении ребёнка на собственные неконтролируемые негативные эмоциональные состояния, так как умение взрослого владеть собой является лучшим гарантом адекватного поведения детей;
3) помочь родителям овладеть приёмами конструктивного, позитивного общения в целях исключения ответной агрессивной поведенческой реакции со стороны детей или погашения уже имеющейся.
4) психолого-педагогическое просвещение родителей.
Третье направление реализации программы – это совместная работа с родителями и детьми: вечера, организация и посещение выставок, спортивные соревнования, экскурсии и др.
После реализации программы была проведена повторная диагностика, которая показала, что удалось добиться снижения уровня агрессивности, улучшение самочувствия и настроения, повышения активности подростков. Подростки стали менее реагировать на раздражители, проявляют спокойствие, нежелание участвовать в конфликтах.
В результате данной работы можно сделать вывод о результативности социально-педагогической коррекции агрессивного поведения подростков, т.к.:
- выявлены теоретические основы агрессивного поведения;
- определены особенности агрессивного поведения подростков;
- разработана и апробирована программа социально-педагогической деятельности по коррекции агрессивного поведения подростков.
Описание методик, используемых при диагностике подростков
Тест "Рисунок семьи"
Цель методики: выявление субъективного понимания ребенком отношений в семье, т. е. семья глазами ребенка.
Стимульный материал: альбомный лист, цветные карандаши, простой карандаш, ластик.
Инструкция: "На этом листе нарисуй свою семью". Никаких дополнительных объяснений ребенку не дается.
Проведение: подгруппой (4-5 человек). Во время рисования детьми педагог ведет протокол. В протоколе фиксируется:
1. Последовательность рисования фигур.
2. Яркие эмоциональные проявления в процессе рисования, высказывания ребенка.
3. Стирание.
4. Вопросы ребенка.
5. Паузы более 10 секунд.
Анализ результатов.
1. Выделяются те члены семьи, которые более эмоциональны предпочтимы для ребенка. Их ребенок рисует первыми и более аккуратно, рядом с собой, тщательно прорисованными (более украшенными), яркими цветами.
2. Отверженные: их ребенок рисует схематично, мелко, дальше от себя и членов семьи, темными тонами карандашей. Либо вообще не рисует, или рисует на другой стороне листа.
3. Обычно ребенок изображает себя между мамой и папой, взявшись за руки, фигуры пропорциональны. Если ребенок не рисует себя или рисует отдельно от родителей, то это говорит о том, что ребенок исключает себя из семейной ситуации. Может испытывать эмоциональный дискомфорт. Изображение себя в увеличенных размерах показывает эгоцентрическую тенденцию и стремление ребенка доминировать в семье. Увеличение состава семьи за счет родственников, друзей, домашних животных является показателем недостаточного эмоционального удовлетворения в семье. Общая цветовая гамма является показателем эмоционального состояния.
Тест выявления тревожности у ребенка
Цель методики: выявление тревожности у подростка.
Стимульный материал: анкета, ручка.
Инструкция: В графе желаемого ответа проставить галочку.
Проведение: с родителями подростка.
Ребенок |
ДА |
НЕТ |
1. Не может долго работать не уставая | ||
2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то | ||
3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство | ||
4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован | ||
5. Смущается чаще других | ||
6. Часто говорит о возможных неприятностях | ||
7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке | ||
8. Жалуется, что сняться страшные сны | ||
9. Руки обычно холодные и влажные | ||
10. Нередко бывает расстройство стула | ||
11. Сильно потеет, когда волнуется | ||
12. Не обладает хорошим аппетитом | ||
13. Спит беспокойно, засыпает с трудом | ||
14. Пуглив, многое вызывает у него страх | ||
15. Обычно беспокоен, легко расстраивается | ||
16. Часто не может сдержать слезы | ||
17. Плохо переносит ожидание | ||
18. Не любит браться за новое дело | ||
19. Не уверен в себе, в своих силах | ||
20. Боится сталкиваться с трудностями |
Личностно-ориентированные технологии
обучения
Личностно-ориентированные технологии в качестве планируемых результатов предполагают не столько строго фиксированные знания и специальные умения по конкретной учебной дисциплине, сколько индивидуальные особенности субъекта познания и предметной деятельности. Образовательный процесс личностно-ориент ...
Этапы педагогической деятельности Л.Н. Толстого
Деятельность на ниве народного просвещения составила заметный отрезок жизни великого русского писателя и философа. Эта деятельность сложилась из нескольких этапов: 1859-1861 гг., 1861-1862 гг., 1872-1874 гг. и два последних десятилетия жизни. В течение 1859-1862 гг. Толстой заботится об учрежденной ...
Сюжетно-ролевая игра в жизни ребенка-дошкольника
В психолого-педагогических работах детские игры объективно различают по двум параметрам: по центральному элементу их структуры – сюжетно-ролевые и игры с правилами (Л.С. Выготский, Жан Пиаже, Д.Б. Эльконин, и др.); по форме организации – регламентируемые воспитателем и самостоятельные игры детей (Л ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.