б) экологические знания о биологических системах (лес, луг, водоём и другие), о взаимоотношениях организмов со средой их обитания, о приспособлениях к ней, взаимоотношениях организмов друг с другом и человеком;
в) знания о ценности, значимости изучаемых объектов в жизни природы и человека;
г) знания о труде людей по использованию природных богатств.
Блок опорных экологических знаний изучается младшими школьниками в курсе окружающего мира, что создаёт необходимые условия для изучения другого блока знаний, собственно природоохранительных, не только в курсе окружающего мира, но и при изучении других предметов.
2. В блок собственно природоохранных знаний входят:
а) знания об объектах охраны. Эта группа включает в себя знания о широко распространённых растениях и животных родного края, при изучении которых младшие школьники должны прийти к выводу, что любой живой организм нуждается в защите; виды растений и животных родного края, которые становятся редкими; исчезающие, находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных;
б) знания о мотивах охраны растений и животных. Сюда относятся: экономические мотивы («мотивы пользы»), эстетические мотивы («мотивы красоты»), гуманистические мотивы («мотивы доброты»), гражданские мотивы охраны природы, санитарно-гигиенические мотивы («мотивы здоровья»);
в) знания о мерах охраны природы. Эта группа знаний включает знания о законах и постановлениях в области охраны природы, знания о рациональном использовании природных богатств в трудовой и хозяйственной деятельности человека, знания о нормах и правилах поведения людей в природе, знания об охране редких растений и животных, среды их обитания, знания о формах охраны природы, в которых принимают участие школьники, о содержании природоохранительных работ учащихся, способах и правилах их выполнения.
Как уже отмечалось, содержание знаний об окружающей среде и экологических взаимодействиях в начальной школе представляет собой несколько содержательных линий.
Первая содержательная линия «Биосфера – глобальная экосистема» подводит учащихся к выводу, что планета Земля - наш общий дом, что в этом доме есть все, необходимое для жизнедеятельности организмов.
Выпускник начальной школы должен знать: планета Земля - наш большой дом, дом всего человечества; Солнце - источник жизни на Земле; основные группы живых организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры); влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры).
Вторая содержательная линия «Экосистемы элементарные» раскрывает жизнедеятельность и взаимодействие живых организмов в естественной природе, в конкретных местах их обитания - в природных сообществах (в лесу, на лугу, в пресных водоемах), в искусственных сообществах (в поле, саду, огороде).
Младший школьник должен знать: разнообразие организмов в экосистемах (природных сообществах) своей местности, связи между ними (примеры); основные среды обитания живых организмов; значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры); искусственные сообщества своей местности и их отличия от естественных природных сообществ; значение домашних животных и культурных растений в жизни человека, условия их выращивания и необходимость ухода; основные растения поля, сада, огорода и виды домашних животных; организмы, приносящие ущерб хозяйству человека и некоторые меры борьбы с ними (например, прополка).
По третьей содержательной линии «Человек и человечество в экосистемах Земли» младший школьник должен знать: биосоциальную сущность человека; связи человека с окружающей природной и социокультурной средой; условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека; разносторонние вязи людей с окружающей средой; позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе; о необходимости сохранения благоприятной окружающей среды.
В своей работе под экологическими знаниями мы понимаем знания о разнообразии живых организмов планеты Земля, об условиях жизни, о приспособлении живых организмов к условиям существования, о естественных и искусственных сообществах; знания о человеке, об условиях его жизни и связи с окружающей средой.
Все знания неразрывно связаны с процессом их формирования. Процесс формирования знаний осуществляется в определённой последовательности. И.А.Сорокин выделяет следующие этапы, по которым осуществляется движение учащихся от незнания к знанию:
постановка вопроса перед учащимися и осознания ими познавательных задач, создание необходимой обстановки и стимулов к учению;
восприятие учащимися нового материала в различных формах и из различных источников;
Понятие самостоятельной работы в дидактике
Понятие самостоятельной работы в настоящее время занимает важное место в системе дидактических понятий, поэтому необходимо определить, к какой категории дидактических понятий оно относится, каково его содержание. Однако методисты еще не пришли к единому мнению по этим вопросам. Одни из них считают ...
Работа над текстами художественных произведений
Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам выделить следующие положения, которые, мы полагаем, и могут вызвать интерес и стремление прочитать ту или иную книгу, усвоить ее содержание: - если имеются противоречия между имеющимися знаниями и потребностями в новой информации; - между огра ...
Логичность как компонент культуры общения
В понятие культуры общения входит в качестве обязательного компонента культура мышления. Она определяется высоким уровнем сформированности основных его характеристик: самостоятельности, продуктивности, гибкости, критичности, логичности, что в свою очередь накладывает отпечаток на эффективность рече ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.