Руководя деятельностью детей, при нашем участии проводились и игры детей, но заранее им давались соответствующие знаниями, подготавливалось оборудование; мы поддерживали их инициативу. Имели место игры «Детский сад», «Школа», «День рождения», а также в игры, отражающие увиденное в жизни – «Помощь врача больному», помощь в младшей группе. Мы также предложили всем детям пополнить библиотеку группы любимыми книгами, помочь устроить выставку новых книжек в группе малышей. Имело место и чтение детям коротких литературных произведений (стихов, отрывков рассказов и сказок, загадок , потешек, пословиц) вне занятий - на природе (садовом участке ДОУ) во время труда всей группой, в раздевалке, в столовой, все литературные произведения воспитательного характера связывались с жизненными ситуациями.
4 этап. По окончании работы и всей деятельности мы проводили с детьми обсуждение результатов. Задача этого этапа состояла в том, чтобы еще раз на конкретных примерах детской деятельности показать преимущества и важность их работы, помощи, всей деятельности. Мы обязательно задавали детям вопросы: «Что мы сегодня с вами делали? Как много интересных дел выполнили - скольким детям и людям помогли? Что изменилось от нашей доброй и нужной деятельности?». Дети перечисляли выполненные поручения, оценивали свою деятельность и товарищей. Опирались и на проделанное на индивидуальных занятиях, вспоминали и то, что узнали на занятиях по ознакомлению с художественной литературой. Мы, анализируя деятельность детей, оценивали и качество выполненных поручений и активность на занятиях, стремление узнать новое, старание. В итоге приводили детям примеры их доброты, чуткости, внимания, старательности, добросовестности детей в труде, умения помогать младшим и старшим.
На протяжении всей деятельности мы старались формировать у детей гуманные чувства - воспитывали отзывчивость, доброту, чуткость, умение приходить друг другу на помощь, замечали перед детьми возникновение у них чувств товарищества, соучастия, сопереживания. Мы отмечали их постоянную заботу об уголке природы, аккуратность во время дежурства по выставке книг, старательность при уходе за растениями, любознательность и активность на занятиях по чтению. Мы постоянно старались усилить у детей веру в себя, в свои силы, когда дети составляли свои рассказы по пословицам, иллюстрациям, собственные рассказы (Что хорошего или плохого они видели? Как сумели помощь кому-то?). Мы побуждали детей проявлять активность, внимание, инициативу в самостоятельной помощи.
В работе с художественной литературой вне занятий нами использовались такие произведения как:
В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?»,
В. Маяковский «Кем быть?»,
А. Барто «Вовка – добрая душа»,
С. Маршак «Почта»,
Е. Пермяк «Как Маша стала большой»,
Н. Носов «Живая шляпа»,
Н. Носов «На горке»,
К. Чуковский «Федорино горе» и др., а также пословицы, потешки, поговорки, имеющие воспитательное значение.
После прослушивания художественных произведений дошкольникам задавались вопросы: понравилось ли произведение и почему, кто из героев больше понравился и почему, также просили обосновать свое мнение о персонажах, которые не понравились. Мы старались подвести детей к пониманию нравственных поступков, нравственных чувств, разъясняли, что добро, забота, дружба, любовь, труд помогают преодолеть любые препятствия.
В этот этап мы также включили пословицы, поговорки и народные мудрости о добре, дружбе, любви, смелости, скромности, умении помогать, трудолюбии:
- Доброта да участье берегут в ненастье. - За добро плати добром. - Хорошо тому добро делать, кто его помнит. - Жизнь дана на добрые дела. - Человек без друзей — что дерево без корней. - Назвался другом – помогай в беде. - Дружба удваивает радости, сокращает наполовину горести. (Мудрость) - Вдруг не станешь друг. - Крепкую дружбу и топором не разрубишь. - Сам не дерусь, а семерых не боюсь. - Сам себя губит, кто других не любит. - Одна пчела много меду не наносит. - Одна рука в ладоши не бьет. -Всегда любите друг друга всей душой, ведь в мире нет почти ничего, кроме любви. (Мудрость) |
- Материнская ласка и любовь конца не знает. - У зазнайки Егорки похвальба да отговорки. - Не хвались началом, хвались концом. - У страха глаза велики. - Волков бояться — в лес не ходить. - Трусливому зайке и пенек волк. - Трусливый сто раз умирает. - А храброму и счастье помогает. - Лениться да гулять — добра не видать. - Кто ленится, тот не ценится. - Кто хочет — может. - Любишь кататься, люби и саночки возить. - Труд человека кормит, а лень портит. - Большой говорун — плохой работник. Мал золотник, да дорог. |
Применение методов наглядности в процессе обучения
Исследования последних лет показали: люди усваивают 20% услышанного, 30% увиденного и более 50% того, что одновременно видели и слышали. Использование наглядных средств при преподавании технологии представляется непременным условием эффективности учебно-воспитательного процесса, поскольку они включ ...
Экспериментальное исследование использования
дидактических игр на уроках русского языка с целью повышения интереса к
предмету
Ценность игры в психолого-педагогическом контексте очевидна, однако многие из педагогов начальной школы если не игнорируют вовсе ее абсолютное право на присутствие в жизни младшего школьника, то относятся к ней с некоторой настороженностью, недоверием, опасением. Одна из главных и распространенных ...
Понятие универсальных учебных действий, их виды
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть - способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.