Педагогика и образование » Методика формирования нравственных чувств у старших дошкольников средствами детской художественной литературы » Определение методики формирования нравственных чувств у старших дошкольников средствами художественной литературы

Определение методики формирования нравственных чувств у старших дошкольников средствами художественной литературы

Страница 3

2. Учет нагрузки на ребенка.

3. Деятельность с приобщением к художественной литературе должна осознаваться детьми как необходимая.

4. Деятельность, предлагаемая детям, должна быть интересной, привлекать процессом, игровыми моментами, будущим результатом.

5. Руководя деятельностью детей, педагогу необходимо иметь в виду одновременное решение двух задач: обучение умениям и навыкам, и воспитание в этой деятельности нравственных чувств и качеств.

На следующем этапе формирующего эксперимента нами апробировались занятия для формирования нравственных чувств дошкольников в деятельности организованной средствами художественной литературы (Приложение 1. Схема 1. Планирование экспериментальной работы по формированию нравственных чувств средствами детской художественной литературы).

Апробация занятий осуществлялась поэтапно:

I. Предварительная работа с детьми по ознакомлению с художественной литературой.

II. Постепенная деятельность детей, организованная средствами художественной литературы (занятия).

III. Руководство процессом различной деятельности детей вне занятий.

VI. Обсуждение результатов деятельности.

1 этап. В предварительной работе мы использовали такие методы и приемы, как рассматривание иллюстраций книг для будущего прочтения, рассказывание по иллюстрациям, рассказы детей о событиях дома, рассказы о помощи детей товарищам и старшим или о чьем-то хорошем поступке. Применяли такой прием, как важные поручения детям разных уровней: показать товарищу, который был болен, книгу, прочитанную без него, и рассказать о ней; показать высаженные растения, и рисунки уже сделанные группой и рассказать всё по порядку, как это выполняли. Нами использовались все случаи и создавались ситуации, побуждающие детей рассказывать и говорить на нравственные темы, мы предлагали детям пословицы, поговорки, потешки, частушки, стихи, связывая их с жизненными ситуациями. Предлагали всем детям помогать своим товарищам при подготовке к тем или иным занятиям (например, к занятию с прочтением новой сказки – разложить всем картинки, развесить крупные иллюстрации на общей доске).

2 этап. Восприятие на занятиях ярких образных сказок и художественных рассказов, описаний взаимоотношений персонажей, их действий в разных ситуациях, положительные и отрицательные поступки героев и остальных персонажей оказывали влияние на эмоциональное состояние дошкольников и имели большое воспитательное значение.

На занятиях организованных средствами художественной литературы дети приобретали навыки и умения: отвечать на вопросы по содержанию произведения, запоминать слова и фразы из текста, совершенствуя, таким образом, навыки пересказа; развивали связную речь путем построения пересказа с опорой на картинки, игрушки, план; развивали умение давать характеристику героям и их отношениям с другими персонажами. Дети обогащали активный и пассивный словарь и совершенствовали навыки логичного рассказывания о последовательности важных событий произведений. У них формировались представления об основных произведениях выбранного писателя и уважение к нему (Приложение 2.)

При отборе художественных произведений мы следовали следующим требованиям: доступность возрасту; эмоциональная привлекательность; динамичность сюжета; эмоциональное и образное описание главных героев и всех персонажей; а также отображена ли тема доброты, есть ли проявления заботы, чуткости, дружбы, верности, помощи и взаимопомощи, отображены ли чувства жалости, соучастия, сострадания; есть ли эпизоды, где проявлено мужество, смелость, справедливость, честность, для того, чтобы дети могли перенести узнанное и прочувствованное в жизненные обстоятельства и в свою деятельность.

3 этап. В процессе руководства различной детской деятельностью нами обеспечивалось и формирование нравственных представлений , представлений о нормах поведения и отношений между участниками деятельности (работа в группой библиотеке и дежурство на выставке книг, работа в уголке природы и уход за растениями), а также обеспечивалось воспитание чуткости и заботы, взаимопомощи и доброжелательности, внимания друг к другу, взаимоконтроль (при оказании помощи в младшей группе или при оказании помощи няне). Мы разъясняли детям важность, справедливость, обязательность такой деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Компьютеры в системе образования
Обучение при помощи компьютера (ОПК) на первых порах основывалось на принципе программированного обучения, где четыре фактора обучения — учитель, ученик, знание и проблема — располагались в непосредственной близости друг от друга. Такой подход осуществляется путем расчленения процесса обучения на л ...

Использование игровых приемов в процессе слушания музыки и пения
В пении как и в других видах исполнительства, ребенок может активно проявлять свое отношение к музыке. Пение играет важную роль в музыкальном и личностном развитии. В пении дети проявляют активность, желание петь, испытывают удовольствие от коллективного хорового пения. Однако у них иногда отсутств ...

Просветительская деятельность Н.И. Новикова. Первый журнал для детей
Известный просветитель-педагог второй половины XVIII века Николай Иванович Новиков в воспитывался в Московском университете, где формировалось его мировоззрение а затем развернулась просветительская деятельность. Новиков возглавил общественное движение по организации независимых от царской власти н ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0121