2. Учет нагрузки на ребенка.
3. Деятельность с приобщением к художественной литературе должна осознаваться детьми как необходимая.
4. Деятельность, предлагаемая детям, должна быть интересной, привлекать процессом, игровыми моментами, будущим результатом.
5. Руководя деятельностью детей, педагогу необходимо иметь в виду одновременное решение двух задач: обучение умениям и навыкам, и воспитание в этой деятельности нравственных чувств и качеств.
На следующем этапе формирующего эксперимента нами апробировались занятия для формирования нравственных чувств дошкольников в деятельности организованной средствами художественной литературы (Приложение 1. Схема 1. Планирование экспериментальной работы по формированию нравственных чувств средствами детской художественной литературы).
Апробация занятий осуществлялась поэтапно:
I. Предварительная работа с детьми по ознакомлению с художественной литературой.
II. Постепенная деятельность детей, организованная средствами художественной литературы (занятия).
III. Руководство процессом различной деятельности детей вне занятий.
VI. Обсуждение результатов деятельности.
1 этап. В предварительной работе мы использовали такие методы и приемы, как рассматривание иллюстраций книг для будущего прочтения, рассказывание по иллюстрациям, рассказы детей о событиях дома, рассказы о помощи детей товарищам и старшим или о чьем-то хорошем поступке. Применяли такой прием, как важные поручения детям разных уровней: показать товарищу, который был болен, книгу, прочитанную без него, и рассказать о ней; показать высаженные растения, и рисунки уже сделанные группой и рассказать всё по порядку, как это выполняли. Нами использовались все случаи и создавались ситуации, побуждающие детей рассказывать и говорить на нравственные темы, мы предлагали детям пословицы, поговорки, потешки, частушки, стихи, связывая их с жизненными ситуациями. Предлагали всем детям помогать своим товарищам при подготовке к тем или иным занятиям (например, к занятию с прочтением новой сказки – разложить всем картинки, развесить крупные иллюстрации на общей доске).
2 этап. Восприятие на занятиях ярких образных сказок и художественных рассказов, описаний взаимоотношений персонажей, их действий в разных ситуациях, положительные и отрицательные поступки героев и остальных персонажей оказывали влияние на эмоциональное состояние дошкольников и имели большое воспитательное значение.
На занятиях организованных средствами художественной литературы дети приобретали навыки и умения: отвечать на вопросы по содержанию произведения, запоминать слова и фразы из текста, совершенствуя, таким образом, навыки пересказа; развивали связную речь путем построения пересказа с опорой на картинки, игрушки, план; развивали умение давать характеристику героям и их отношениям с другими персонажами. Дети обогащали активный и пассивный словарь и совершенствовали навыки логичного рассказывания о последовательности важных событий произведений. У них формировались представления об основных произведениях выбранного писателя и уважение к нему (Приложение 2.)
При отборе художественных произведений мы следовали следующим требованиям: доступность возрасту; эмоциональная привлекательность; динамичность сюжета; эмоциональное и образное описание главных героев и всех персонажей; а также отображена ли тема доброты, есть ли проявления заботы, чуткости, дружбы, верности, помощи и взаимопомощи, отображены ли чувства жалости, соучастия, сострадания; есть ли эпизоды, где проявлено мужество, смелость, справедливость, честность, для того, чтобы дети могли перенести узнанное и прочувствованное в жизненные обстоятельства и в свою деятельность.
3 этап. В процессе руководства различной детской деятельностью нами обеспечивалось и формирование нравственных представлений , представлений о нормах поведения и отношений между участниками деятельности (работа в группой библиотеке и дежурство на выставке книг, работа в уголке природы и уход за растениями), а также обеспечивалось воспитание чуткости и заботы, взаимопомощи и доброжелательности, внимания друг к другу, взаимоконтроль (при оказании помощи в младшей группе или при оказании помощи няне). Мы разъясняли детям важность, справедливость, обязательность такой деятельности.
Проблемы ребёнка при поступлении в школу
Для многих детей поступление в школу может стать трудным испытанием. Хотя бы с одной из следующих проблем сталкивается каждый ребенок: режимные трудности (они заключаются в относительно низком уровне произвольности регуляции поведения, организованности); коммуникативные трудности ...
Методологические основания изучения формирования нравственных представлений
и поступков у младших школьников в процессе внеклассного чтения
Проведя подробный анализ психологической и методической литературы, мы пришли к выводу, что проблема формирования нравственных представлений и поступков у младших школьников в процессе внеклассного чтения в настоящее время является крайне актуальной. Наш эксперимента проходил в три этапа: подбор ме ...
Государственный стандарт общего образования
Государственный стандарт общего образования – нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требовани ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.