Педагогика и образование » Совместимость в творческом коллективе » Методы изучения коллективных явлений

Методы изучения коллективных явлений

Страница 3

Другие четыре октанта – 5, 6, 7, 8 – представляют противоположную картину: преобладание конформных установок, конгруэнтность в контактах с окружающими (7, 8), неуверенность в себе, податливость мнению окружающих, склонность к компромиссам (5, 6).

Согласно полученным данным, большинство членов группы – личности гармоничные, показатели, полученные по всем октантам, не превышают 8 баллов.

Исключение составляют два человека: у №9 преобладают октанты доминирования. Она лидер группы. А у №5 преобладает IV октант (зависимый, послушный тип межличностных отношений). Именно она оказалась в зоне “отверженных ” в социометрическом тесте.

Далее предлагается тест “Q - Сортировка” или Ваше мнение о самом себе.

Цель тестирования: изучение представлений испытуемого о самом себе.

Данные параметры могут быть исследованы на основании анализа шести тенденций поведения человека в группе: зависимость, независимость, общительность, необщительность, принятие и уклонение от борьбы.

Порядок исследования:

Тест исследования состоит из 60 высказываний и может быть предъявлен испытуемому в виде списка. Испытуемому предлагается познакомиться с утверждением и ответить “да” или “нет”. Ответы фиксируются в регистрационном бланке (см. приложение №3). Ответы испытуемого, согласно ключу, распределяются по тенденциям. Подсчитывается частота проявления каждой из тенденций. Причем количество ответов “да” по одной из тенденций суммируются с количеством ответов “нет” по полярной тенденции в сопряженной паре. Например, количество положительных ответов по шкале “зависимость” складывается с количеством отрицательных ответов по шкале “независимость”.

Тенденция к зависимости понимается как внутреннее стремление индивида к принятию групповых норм, стандартов и морально-этических ценностей (№5).

Тенденция к общительности свидетельствует о контактности, стремлении образовывать эмоциональные связи, как в своей группе, так и за ее пределами (№6, 2, 4, 12).

Тенденция к “принятию борьбы” рассматривается, как активное стремление личности участвовать в групповой жизни, как стремление к достижению личностью более высокого статуса в системе межличностных отношений (№9, 10, 7).

Противоположная тенденция – уклонение от борьбы – свидетельствует о стремлении уйти от взаимодействия, сохранить нейтралитет в групповых спорах и конфликтах, склонность к компромиссным решениям. (№1, 3, 8)

Каждая из тенденций имеет внутреннюю и внешнюю характеристику, т.е. может быть внутренне присущей индивиду, а может быть внешней, своеобразной “маской”, скрывающей истинное лицо человека.

Если полученное число, о котором говорилось выше, приближается к 20, то можно говорить об истинном преобладании той или иной устойчивой тенденции, присущей индивиду и проявляющейся не только в определенной группе, но и за ее пределами.

В случае, если количество ответов “да” одной тенденции оказывается равным количеству положительных ответов по противоположной тенденции (например, “зависимость - независимость ”), то такое положение может говорить о наличии внутреннего конфликта личности, которая находится во власти одинаково выраженных противоположных тенденций.

В целом, исследуемые личности общительны, инициативны, способны отстаивать свои интересы. Исключение составляют №5, 1, 3, 8, однако, данные индивиды изобретательны в поведении, это говорит о тактической гибкости, сценичности. Наличие в группе ярко выраженного одного лидера (№9) – неплохой показатель, говорящий о сплоченности коллектива, способного заниматься общей деятельностью и имеющего общие цели.

Целью данного исследования является выявление факторов, влияющих на совместимость в творческом коллективе. Каждый коллектив состоит из отдельных личностей, и, следовательно, способность и желание этой личности принадлежать коллективу является основным фактором его жизнедеятельности.

Поэтому в этом исследовании были применены специальные методики для определения социальных потребностей каждого члена коллектива.

Основная потребность человека - принадлежать к социальной группе и занимать в ней определенное место, пользоваться привязанностью и вниманием окружающих.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Сравнительный анализ личностно-ориентированной и традиционной систем обучения
В настоящее время при поступлении ребенка в школу главная задача обучения состоит не только в передаче определенного набора стандартных знаний, умений, навыков, но и в развитии личности в целом. Как мы уже выяснили, что наиболее важным компонентом формирующейся личности в школьный период является с ...

Профессиональная компетентность педагога, занимающего главное ведущее место в условии учебного учреждения
Компетенция – категория педагогическая. Педагог, ею обладающий, – это специалист, имеющий основательные знания в каком-либо предмете школьного курса обучения. Компетенция будущего педагога формируется в процессе профессиональной подготовки и специализации в определенной области знаний – основ той н ...

Методики диагностики детских интеллектуальных способностей: от теории – к практике
Проблема выявления уровня одаренности детей актуализируется с момента их поступления в школу. Как известно, набор в первые классы объявляется весной, но часто затягивается до сентября. Ни администрация, ни учителя не знают точно всех детей, которые начнут обучение в I классе. Это явление объективно ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0112