Другие четыре октанта – 5, 6, 7, 8 – представляют противоположную картину: преобладание конформных установок, конгруэнтность в контактах с окружающими (7, 8), неуверенность в себе, податливость мнению окружающих, склонность к компромиссам (5, 6).
Согласно полученным данным, большинство членов группы – личности гармоничные, показатели, полученные по всем октантам, не превышают 8 баллов.
Исключение составляют два человека: у №9 преобладают октанты доминирования. Она лидер группы. А у №5 преобладает IV октант (зависимый, послушный тип межличностных отношений). Именно она оказалась в зоне “отверженных ” в социометрическом тесте.
Далее предлагается тест “Q - Сортировка” или Ваше мнение о самом себе.
Цель тестирования: изучение представлений испытуемого о самом себе.
Данные параметры могут быть исследованы на основании анализа шести тенденций поведения человека в группе: зависимость, независимость, общительность, необщительность, принятие и уклонение от борьбы.
Порядок исследования:
Тест исследования состоит из 60 высказываний и может быть предъявлен испытуемому в виде списка. Испытуемому предлагается познакомиться с утверждением и ответить “да” или “нет”. Ответы фиксируются в регистрационном бланке (см. приложение №3). Ответы испытуемого, согласно ключу, распределяются по тенденциям. Подсчитывается частота проявления каждой из тенденций. Причем количество ответов “да” по одной из тенденций суммируются с количеством ответов “нет” по полярной тенденции в сопряженной паре. Например, количество положительных ответов по шкале “зависимость” складывается с количеством отрицательных ответов по шкале “независимость”.
Тенденция к зависимости понимается как внутреннее стремление индивида к принятию групповых норм, стандартов и морально-этических ценностей (№5).
Тенденция к общительности свидетельствует о контактности, стремлении образовывать эмоциональные связи, как в своей группе, так и за ее пределами (№6, 2, 4, 12).
Тенденция к “принятию борьбы” рассматривается, как активное стремление личности участвовать в групповой жизни, как стремление к достижению личностью более высокого статуса в системе межличностных отношений (№9, 10, 7).
Противоположная тенденция – уклонение от борьбы – свидетельствует о стремлении уйти от взаимодействия, сохранить нейтралитет в групповых спорах и конфликтах, склонность к компромиссным решениям. (№1, 3, 8)
Каждая из тенденций имеет внутреннюю и внешнюю характеристику, т.е. может быть внутренне присущей индивиду, а может быть внешней, своеобразной “маской”, скрывающей истинное лицо человека.
Если полученное число, о котором говорилось выше, приближается к 20, то можно говорить об истинном преобладании той или иной устойчивой тенденции, присущей индивиду и проявляющейся не только в определенной группе, но и за ее пределами.
В случае, если количество ответов “да” одной тенденции оказывается равным количеству положительных ответов по противоположной тенденции (например, “зависимость - независимость ”), то такое положение может говорить о наличии внутреннего конфликта личности, которая находится во власти одинаково выраженных противоположных тенденций.
В целом, исследуемые личности общительны, инициативны, способны отстаивать свои интересы. Исключение составляют №5, 1, 3, 8, однако, данные индивиды изобретательны в поведении, это говорит о тактической гибкости, сценичности. Наличие в группе ярко выраженного одного лидера (№9) – неплохой показатель, говорящий о сплоченности коллектива, способного заниматься общей деятельностью и имеющего общие цели.
Целью данного исследования является выявление факторов, влияющих на совместимость в творческом коллективе. Каждый коллектив состоит из отдельных личностей, и, следовательно, способность и желание этой личности принадлежать коллективу является основным фактором его жизнедеятельности.
Поэтому в этом исследовании были применены специальные методики для определения социальных потребностей каждого члена коллектива.
Основная потребность человека - принадлежать к социальной группе и занимать в ней определенное место, пользоваться привязанностью и вниманием окружающих.
Диагностика развития умений диалогической речи у детей среднего дошкольного
возраста
Констатирующие эксперименты проводились с тремя группами детей 5-го года жизни в тех же дошкольных учреждениях. Общие педагогические условия во всех группах были аналогичными. Целью констатирующего эксперимента было диагностика развития умений диалогической речи у детей и представлений детей о разн ...
Формирование системного стиля мышления у учащихся в процессе реализации метопредметных
связей
В плане методологии метопредметные связи дают учителю и ученику инструментарий, позволяющий организовать свою деятельность наиболее эффективным образом. Метопредметные связи обогащают методологический аппарат учителя и делают обучение более фундаментальным. Установление и обоснование связей между е ...
Развитие лексики в онтогенезе
Овладение речью – одна из самых сложных и таинственных проблем детской психологии. Остается непонятным, как маленький ребенок, не умеющий ни на чем сосредоточиться, не владеющий интеллектуальными операциями, всего за 1-2 года практически в совершенстве овладевает столь сложной знаковой системой, ка ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.