Не секрет, что каждый хочет, чтобы его уважали и любили. Попытки свести все многообразие социальных потребностей к «жажде власти» безнадежно устарели. Потребность лидерства – лишь одна из многих в этом роде, и потребность быть ведомым подчас перекрывает ее.
Человек связан с окружающими его людьми взаимными правами и обязанностями, что проявляется, как потребность в справедливости. Наверно, нет двух людей, у которых представления о справедливости были бы одинаковы. Но общество распалось бы, если бы люди не находили чего-то общего в своих представлениях о справедливости.
В то же время существуют социальные потребности «для себя» - отстаивание прав и «для других» - выполнение обязанностей. Обе потребности присущи всем людям.
Сила той и другой контролируется нормами поведения в данном коллективе.
И может быть, общество, поэтому и не распадается, что эта потребность подчас сильнее потребности в справедливости, на почве которой сплошь и рядом возникают конфликты.
Конфликтную ситуацию надо вовремя распознать, выявить и упразднить до того, как она перерастет в конфликт. Но если это все же случилось, инцидент произошел – развитием конфликта надо уметь управлять.
При этом очень важно, чтобы члены группы в этой ситуации правильно разобрались (в первую очередь сами в себе). В принципе без конфликтов не обходится не один коллектив (это его «болезни роста»). Поэтому лучше всего время от времени проверять положение в группе, привлекая опытного психолога, знакомого, как с теорией конфликтов, так и с практикой их решения. Идеальным вариантом было бы владение этими знаниями руководителя объединения.
Анализируя полученные данные в результате тестирования, можно сделать следующие выводы в отношении коллектива студии декоративно-прикладного творчества.
Не следует забывать, что здесь рассматривается творческий коллектив. Каждый представитель этого коллектива – творческая личность, имеющая свое мировоззрение, свой почерк и поэтому соревновательная борьба внутри коллектива неизбежна.
Работы детей оцениваются ими самими в сравнении. Существует стремление достичь чего-то большего, интересного, способного удивлять.
Некое расхождение данных в социометрическом тесте и результатов метода Т. Лири может говорить о неискренности ответов, хотя лидеры и аутсайдеры в обоих случаях остались прежними. Если в социометрии выявился плохой индекс групповой сплоченности, то в методике Т. Лири почти все члены коллектива люди неконфликтные, гармоничные.
Методика «Q - сортировки» позволяет выявить основные факторы совместимости в творческом коллективе:
+ Зависимость – Независимость
+ Общительность – Необщительность
+ Принятие борьбы – Уклонение от борьбы.
Согласно этим полярным факторам, в группе преобладают люди общительные, сохраняющие нейтралитет в групповых спорах, склонные к компромиссным решениям:
Трое из одиннадцати характеризуются как активные участвующие в групповой жизни, добивающиеся более высокого статуса в группе. Именно они содействуют развитию коллектива, вносят новые идеи, но и создают конфликтные ситуации.
Одной из задач данного исследования было ознакомление с методами коллективных явлений.
Автор использовал тестирование как наиболее действенный метод изучения совместимости в коллективе, помимо этого применялся метод наблюдения.
Результаты наблюдения таковы. Несмотря на явную изолированность от группы №5, это и показало тестирование, другие члены коллектива не раз пытались ввести его в деятельность коллектива, они относятся к нему терпимо и всячески отгораживают его от враждебных влияний. Если коллектив будет придерживаться этой тактики, то, возможно, вскоре №5 станет полноправным членом коллектива и обретет уверенность в себе.
Сложной остается проблема «коллектив и личность». Очень не легко найти баланс между явлениями, когда коллектив поглощает личность или личность подчиняет себе коллектив, необходимо постоянно изменять деятельность коллектива, в результате которой члены группы проявляют себя в разных областях и завоевывают авторитет в объединении.
Педагогические идеи античных философов: Аристотель, Демокрит,
Платон, Сократ
Древнегреческая цивилизация дала миру немало превосходных философов, в концепции которых вплетены бесценные мысли о воспитании. Аристотель (384-322 гг. до н. э.) поднимал наставника на самую высокую ступень в обществе: Он создал в Афинах учебное заведение Ликей, которым руководил в течение двенадца ...
Определение интернет-технологий
в образовании
Чтобы понять плюсы и минусы появления новых коммуникационных технологий, а именно интернет-технологий, и оценить их влияние на учебный процесс, рассмотрим некоторые аспекты развития образования. В историческом плане можно говорить о четырех эпохах в образовании: безбумажной, бумажной, компьютерной, ...
Организация уроков русского языка с элементами проблемного обучения
Урок родился около четырехсот лет назад. Л. А. Каменский считается отцом его и учредителем. Существуя несколько столетий, урок не мог не трансформироваться. Он претерпевает изменения, но они происходят плавно, без резких движений. Урок всегда являлся и является основополагающим элементом образовате ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.