Для диагностики эмоциональных связей, т.е. взаимных симпатий между членами группы был применен социометрический тест. (Методика разработана Дж. Морено). Он предназначен для решения следующих задач:
а) изменение степени сплоченности – разобщенности в группе;
б) выявление соотносительного авторитета членов групп по признакам симпатии-антипатии (лидеры, звезды, отвергнутые);
в) обнаружение внутригрупповых сплоченных образований во главе с неформальными лидерами.
Были поставлены следующие вопросы:
Если вашу группу будут расформировывать, с кем бы вы хотели продолжить совместно учиться в новом коллективе.
Кого бы вы из группы пригласили на день рождения.
С кем бы вы из своей группы пошли бы в многодневный туристический поход.
Предлагается выбрать трех человек.
После обработки данных составляется социоматрица (см. приложение №1).
Взаимные выборы обводятся кружком или полукругом (если взаимность не полная).
Количество полученных выборов (79) сравнивается с теоретически возможным числом выборов (11×9) = 99.
Определяется индекс групповой сплоченности.
Показатель хорошей групповой сплоченности 0,6 – 0,7.
Полученный показатель говорит о разобщенности в коллективе.
На основе социоматрицы возможно построение социограммы, где выделяются следующие зоны:
“Зона звезд”, в которую попадают лидеры, набравшие максимальное количество выборов (9 номер, фамилия), 12, 10, 6, 2, 4, 7.
“Зона предпочитаемых”, в которую входят лица, набравшие выборов в количестве ниже среднего показателя.
“Зона пренебрегаемых”, в которую вошли лица, набравшие выборов в количестве ниже среднего показателя.
“Зона изолированных”, это те, которые не получили ни одного очка.
Следуя полученным данным можно сделать следующие выводы.
Исследуемая группа, не смотря на низкий показатель сплоченности, имеет самое большое количество людей в “зоне звезд”, а в зоне изолированности находится лишь один человек. Почему он оказался в этой зоне?
Чтобы выявить это предлагается применить методику Т. Лири “Диагностика межличностных отношений или Конфликтный ли вы человек ? ”
Методика предназначена для изучения стиля и структуры межличностных отношений и их особенностей, а также исследования представлений испытуемого о себе. Методика позволяет выделить зоны конфликтов испытуемого.
На основании исследований межличностных отношений Т. Лири выделил 8 общих и 16 более конкретизированных вариантов межличностного взаимодействия, которые представлены в виде круговой психограммы.
Опросник составлен соответственно этим выделенным типам межличностного поведения и представляет собой набор из 128 простых лаконичных характеристик – эпитетов, которые группируются по 16 вопросов в 8 октантах, отражающих различные психологические профили.
Полученные количественные показатели по каждому из октантов от 0 до 16 переносятся на психограмму. На соответствующей номер октанта - координате, на уровне, соответствующем полученным баллам, проводят дуги. Определенная дугой внутренняя часть октанта заштриховывается. После того как отмечены все полученные при обследовании результаты и заштрихована внутренняя, центральная часть круга психограммы до уровня, очерченного дугами, получается подобие веера. Наиболее заштрихованные октанты соответствуют преобладающему стилю межличностных отношений данного индивида.
Характеристики, не выходящие за пределы 8 баллов, свойственны гармоничным личностям.
Показатели превышающие 8 баллов, свидетельствуют об акцентуации свойств, выявляемых данным октантом.
Баллы, достигающие 14-16, свидетельствуют о трудностях социальной адаптации. Низкие показатели по всем октантам (0-3 балла) могут быть результатом скрытности и неоткровенности испытуемого. Первые четыре типа межличностных отношений – 1, 2, 3 и 4 – характеризуются преобладанием неконформных тенденций и склонностью к дезъюктивным (конфликтным) проявлениям (3, 4), большей независимостью мнения, упорством в отстаивании собственной точки зрения, тенденцией к лидерству и доминированию (1, 2).
Педагогические цели профессионального обучения
Цели профессионального образования определяются социально-экономическими задачами, стоящими перед современным обществом. Профессиональное образование предполагает формирование готовности к профессиональной деятельности будущего специалиста, его самоопределение в профессиональной деятельности. Целев ...
Использование блок-таблиц и структурно-логических схем
Готовясь к урокам, учителю необходимо видеть весь готовый курс истории, в общем, и четко описывать связи между темами. Для этого необходимо "стиснуть", весь учебный материал, систематизировать и обобщить его, а затем выдать ученикам с помощью блок-таблиц, или структурно-логических схем. Э ...
Организация взаимодействия родителей и учреждения дополнительного
образования
Вопросы взаимодействия образовательных учреждений и семьи в воспитании подрастающего поколения нашли отражение в различных научных исследованиях. Ученые Л.В. Архангельский, С.И. Голод, И.С. Кон, В.А. Петровский и др. Они единодушны в том, что, чем ярче ценностно-ориентационное единство семьи, тем в ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.