Как это ни кажется странным, "неутомимый" холерик нуждается в особо щадящем режиме. Целесообразно ограничить все, что возбуждает нервную систему, особенно во второй половине дня, перед сном.
Возбудимым детям полезны все виды занятий, помогающие развитию сообразительности, сосредоточенности: настольные игры, конструирование, выпиливание, рисование - словом, все то, что может увлечь и требует усидчивости. Очень хорошо, если ребенок имеет постоянное трудовое поручение, это дисциплинирует, воспитывает умение управлять собой.
Вместе с тем не нужно усердствовать в ограничении двигательной активности холериков (и сангвиников). Специалисты в области физического воспитания дошкольников (В.А. Шишкина, В.Н. Шебеко и др.) рекомендуют в отношении детей с повышенной потребностью в двигательной активности не ущемлять ее, а регулировать интенсивность, характер движений (предлагать движения, требующие сосредоточения, точности, сдержанности). Полезно обучать таких детей точным движениям например - метанию в цель, прокатыванию мяча по ограниченной площадке (половице, дорожке из шнуров, гимнастической скамейке и т.п.), ловле мяча; полезны также все виды и способы лазания. Бесцельность движений быстро утомляет холериков. Современным педагогам нужно прислушаться к этим советам, и учитывать их в воспитательной и коррекционной работе.
Повышенная эмоциональность, реактивность, напористость холерика могут, в силу ему же присущих импульсивности, несдержанности, привести и к осложнениям его взаимоотношений со сверстниками.
Ребенку-холерику трудно выполнять правила общения: говорить спокойно, ждать своей очереди, уступать, считаться с чужими желаниями. Этому его следует терпеливо учить, применяя одобрение, напоминания, иногда замечания. И вместе с тем не будем забывать об особой силе игрового общения, опоры на значимые для дошкольников мотивы деятельности (игровые, соревновательные, самоутверждения и др.). С детьми старше 5 лет можно говорить о недопустимости резких вспышек, неблаговидных выходок.
При воспитании волевых черт характера у детей возбудимого типа темперамента следует развивать сдерживающие механизмы: умение ждать, отсрочить свои желания, сдерживать свой импульс. Свойства возбудимого типа сами по себе не могут быть препятствием для воспитания сильной воли. Напротив, под влиянием воспитания, коррекционной работы эти качества могут стать хорошей базой для развития сильной воли.
Важно оценить по достоинству и присущие таким детям решительность, смелость, энергичность, устойчивость их интересов, нередко проявляющуюся инициативность.
Частой ошибкой при воспитании флегматиков является предъявление к ребенку требований без учета его природных особенностей, проявление недовольства нерасторопностью, неловкостью. Окрики, угрозы, подталкивания еще ни одному флегматику не помогли стать быстрым. Наоборот, такой сильный раздражитель, как окрик, оказывает тормозящее действие на ребенка, и, вместо того чтобы торопиться, он действует еще медленнее. Бывают случаи, когда ребенок вдруг проявляет не характерный для него темп деятельности, но быстрый темп требует от ребенка большого напряжения, а "запасы" этого напряжения невелики.
Другой ошибкой взрослых является стремление отстранить малыша от всего, что требует усилий, немедленно прийти к нему на помощь. В таком случае ребенок никогда не станет подвижным, у него может развиться неуверенность в своих силах, стремление избегать всего того, что связано со словом "быстро".
Важно набраться терпения и с малых лет учить медлительного ребенка приемам одевания, умывания, ухода за вещами, разным видам домашнего труда и самообслуживания. Об ускорении темпа обучения можно думать только тогда, когда ребенок овладеет правильными приемами, а в начале - главное не торопить такого ребёнка. Развивать активность, подвижность флегматиков надо постепенно, соблюдая посильность в наращивании темпа. Важно поощрять даже незначительное проявление расторопности, подвижности.
Медлительным детям надо создавать такие условия, чтобы вялость, малоподвижность не превратились в леность, а ровность чувств - в их бедность и слабость. Не следует избегать ситуаций, требующих находчивости, расторопности, но важно и похвалить такого ребенка за проявление этих качеств. Можно призвать на помощь игры-соревнования, а иногда будильник или песочные часы - учить закончить дело до окончания занятия.
Дети с малоподвижной нервной системой предпочитают спокойные игры и занятия. Это важно учесть педагогу, особенно в процессе оказания помощи в оптимизации межличностных отношений флегматика со сверстниками. В дидактических играх, конструктивной деятельности особенно заметными для окружающих становятся такие значимые для успеха качества флегматиков, как уравновешенность, терпимость, способность к длительному сосредоточению невозмутимость, самообладание, старательность, аккуратность. На эти качества следует опереться и при оказании помощи флегматику в выработке у него индивидуального стиля деятельности.
Научно-исследовательские фонды
Бельгийский национальный фонд научных исследований. Был создан в 1928 году по инициативе короля бельгийцев Альберта 1 для поддержки бельгийской науки. Начиная с 1947 года именно через этот фонд правительство страны осуществляло финансирование университетов, в которых сосредоточена основная часть бе ...
Нравственное воспитание и учитель в современных социокультурных условиях
Исторический опыт свидетельствует, что государство слабеет и разрушается, если жизнедеятельность его граждан не скрепляется единой, вдохновляющей их общенациональной идеей. Что же для реализации этой идеи необходимо делать? В первую очередь следует обновить наши прежние подходы к одной из поистине ...
Виды поведения учителя, связанные с преодолением неуспеваемости у отдельных
учеников класса, предложенные Ю.З. Гильбухом
1. Сознательные попытки выяснить конкретные причины отставания в том или ином случае с тем, чтобы учитывать их при выборе коррекционных воздействий. 2. Попытки бороться лишь с проявлениями неуспеваемости. 3. Попытки преодоления неуспеваемости “внешним” путем (обвинение ученика в лености, применение ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.