1) Холерики. Пожалуй, больше всего проблем с привыканием к школьной дисциплине возникает у детей холерического темперамента. Они активны и энергичны, но, к сожалению, могут быть и гиперактивными, сверхэнергичными. Если ребенок-холерик "разошелся" во время игры, ему очень трудно успокоиться или перейти от активной деятельности к занятиям, например, письмом или счетом. А главное, ему не только трудно переключаться, но для него вообще сложны любые занятия, требующие усидчивости и внимания, размеренной работы. Он неутомим, когда речь идет о двигательной активности (занятия физкультурой, интеллектуальные занятия, состоящие преимущественно из активного общения, а не пассивного слушания).
Детям-холерикам тяжело сдерживать свои эмоции, а усидеть на одном месте им просто не под силу! Нетрудно представить, как поведут себя такие активные и подвижные ученики в школе. Некоторые учителя жалуются, что уже с первых минут они мешают вести урок, отвлекают от занятий других детей. Причем считается, что нарушают дисциплину дети специально, т.к связывать поведение ребёнка с его темпераментом не принято. Не понимая, что от ребенка в данной ситуации ничего не зависит, учитель приходит к выводу, что тот просто не хочет слушаться, плохо к нему относится. Затем принимает соответствующие меры для устранения проблемы (приучает ребенка к дисциплине, наказывая за "неправильное" поведение, разговаривает с ним строже, чем с другими и т.д.).
В подобной ситуации такой школьник будет жаловаться на то, что других детей учитель любит, а на него только сердится и даже кричит, не хочет спрашивать и вызывать к доске (именно поэтому он трясет рукой, вскакивает с места и выкрикивает ответы, когда его не просят). Ребенок в такой ситуации на самом деле не обманывает родителей - он просто рассказывает о том, что чувствует. Нетрудно догадаться, что учитель назовет такого ребёнка неуправляемым, обвинит его в том, что он мешает работать детям и все время требует к себе внимания, хочет отвечать, когда опрашивают других учеников, не может спокойно сидеть и слушать объяснения, а пытается вступить в диалог и т.д. В такой ситуации, и учитель недалек от истины. При традиционной системе обучения, в классе из 25 - 30 человек дети должны уметь сидеть тихо и спокойно на протяжении достаточно длительного отрезка времени, слушать при этом объяснения учителя и ответы других учеников, не вступать в диалог, при быстром выполнении задания молча ждать, пока работу закончат более медлительные товарищи и т.п.
Что же можно посоветовать родителям, чьи дети проявляют явные признаки холерического темперамента? Им стоит порекомендовать следующее:
заранее подыскать школу, в которой обучение ведется по авторским программам, предусматривающим ведение уроков в нетрадиционной форме (например, совместный поиск необходимого решения вместо традиционного объяснения, позволяющий ребенку быть не пассивным слушателем, а активным соавтором учителя и т.п.).
попробовать найти учителя, который на начальной стадии проводит обучение игровыми методами. Это во многом облегчит приспособление к школе;
записать старшего дошкольника на подготовительные курсы при школе (такие курсы уже имеются во многих школах). Там ребенок постепенно будет приучаться к требованиям дисциплины, к регламентации времени и действий и т.д.
А родителям первоклассников следует запастись терпением. Темперамент ребенка изменить невозможно, да и не нужно. Ведь нет плохих и хороших темпераментов, все они имеют свои сильные и слабые стороны. Родители детей-холериков должны сами стремиться выработать у своего ребёнка такие качества, как усидчивость, терпение, приучать к дисциплине. Ведь это так пригодится ему в дальнейшем! Поговорить с учителем, рассказать об особенностях ребенка, постараться совместными усилиями свести к минимуму все трудности адаптационного периода.
2) Сангвиники. Скорее всего, проблем у таких родителей гораздо меньше, чем у других родителей. Дети-сангвиники обычно жизнерадостны, энергичны, легко включаются в работу, быстро привыкают к требованиям дисциплины. Конечно, такой ребенок может сначала растеряться, попав в непривычную для него среду. Но очень скоро в классе у него появится много друзей и интересных дел, так что в школу он будет ходить без капризов и даже с удовольствием.
3) Флегматики. Пожалуй, такого ребёнка назовут одним из самых дисциплинированных в классе. Ведь ему совсем нетрудно выдержать 30 - 35 минут урока, сидеть тихо и спокойно. Однако могут возникнуть проблемы, связанные с замедленными реакциями ребенка. Особенно сложно бывает ученику флегматику успеть за темпом урока учителя-холерика. Конечно, было бы идеально, если бы темпераменты преподавателя и учащихся совпадали, но так бывает далеко не всегда. Родителям обязательно нужно поговорить с учителем, рассказать, что ребёнок может иногда не сразу ответить на его вопрос не потому, что он не выучил урок или чего-то не знает. Просто такой ученик медленнее реагирует на вопросы, заторможен, не может быстро включится в работу. Нельзя ругать ребёнка за медлительность, ему необходимо давать время на то, чтобы подготовиться к ответу, переключится с одного вида деятельности на другой.
Диалогическая речь как форма связной речи: характеристика, языковые
особенности
Диалог — сложная форма социального взаимодействия. Участвовать в диалоге иногда бывает труднее, чем строить монологическое высказывание. Обдумывание своих реплик, вопросов происходит одновременно с восприятием чужой речи. Участие в диалоге требует сложных умений: слушать и правильно понимать мысль, ...
Психологические особенности формирования личности младшего школьника
В данном параграфе будут отражены основные характеристики формирования личности младших школьников и их психологические особенности. Младший школьный возраст – возраст достаточно заметного формирования личности. Для него характерны новые отношения со взрослыми и сверстниками, включение в целую сист ...
Основные направления коррекционно-логопедической работы
Важным является мнение О.Е. Грибовой о том, что методика коррекционной работы, особенно в случае грубого недоразвития речи, должна быть направлена на формирование базы или основания языковой системы. В основе коррекции должны лежать виды работ, способствующие формированию познавательной сферы и сем ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.