Большую роль в певческом воспитании школьников играет культура речи учителя. Слово как в речи, так и в пении учителя должно быть ясным, отчетливым, вокально-сформированным. Учителю не обязательно иметь специальные вокальные данные, небольшой по объему и силе певческий голос может быть очень выразительным, разнообразно окрашенным, точным по высоте. Образец звука голоса учителя воздействует на развитие голосов школьников, поэтому самому учителю нужно тщательно заботиться о сохранении как певческого, так и разговорного голоса.
Детский голос хрупок и раним. Детский организм постоянно растет. Своеобразно, индивидуально и непропорционально изменяется и его голосообразующий комплекс. Поэтому в условия, способствующие нормальному развитию певческого голоса каждого участника хора, обязательным компонентом входит осуществление принципа индивидуального подхода. Известно, что этот принцип - один из ведущих в педагогике, но обычно руководители хора, увлекаясь работой над качеством хорового звучания, не считают возможным затрачивать время на занятия с отдельными учащимися. В таких случаях музыкально-педагогические требования и задачи адресуются хору в целом. И этот подход совершенно обоснован, так как коллективность исполнения - специфическая особенность этого вида искусства. Но детский хор - это не профессиональный взрослый коллектив, сформированный из специально обученных певцов. В детском хоре каждый проходит сложный путь развития, формирования, что требует индивидуального контроля. Такой вопрос как борьба с недостатками певческого звучания может быть эффективно решен только при индивидуальных проверках.
Видный педагог и музыкант В.Н. Шацкая в своих трудах уделила внимание проблеме индивидуального подхода в условиях детского хорового коллектива. На примере из собственной хоровой практики В.Н. Шацкая показывает вариант решения этой проблемы. В хорах В.Н. Шацкой осуществлялся индивидуальный контроль: лабораторные проверки (в частности, систематические фониатрические осмотры), педагогические наблюдения за развитием каждого певца хора, которые проводились в процессе индивидуальных прослушиваний. Заметим, что такие прослушивания коренным образом отличались от проверок, практикуемых обычными хормейстерами на общих занятиях хора с целью выяснить знание партий детьми, правильность интонирования. Индивидуальные прослушивания проводились как своеобразный урок. Каждый участник хора проверялся индивидуально, обязательно раз в год, вне обычных занятий. В тех случаях, когда были отклонения от нормы, учащийся вызывался дополнительно. На прослушиваниях фиксировался возраст, возрастные изменения, общее состояние здоровья, здоровье в день прослушивания, певческую установку, музыкальный слух, способ звукообразования (как постоянный прием), качество звучания (естественность, легкость, звонкость, мягкость, ровность, дикция, сила, индивидуальность тембра), качество дыхания (характер вдоха, степень ровности, экономности вдоха, его продолжительности на фразу), диапазон, тип голоса, недостатки, в соответствии с которыми определялись задачи каждому на следующий учебный период".
По полученным данным об индивидуальном развитии певца оценивалась степень правильности методики работы с детским хоровым коллективом.
Таким образом, прослушивание-урок является не только методом исследования, но и весьма эффективной формой обучения, позволяющей контролировать и направлять индивидуальное музыкально-певческое развитие участников хора. Знание картины индивидуального развития школьника позволяет осуществлять на общих занятиях дифференцированный подход к каждому.
Трудности обучения чтению на английском языке
Овладение чтением на английском языке всегда представляет большие трудности для учащихся, вызываемые графическими и орфографическими особенностями английского языка. В подтверждение сказанного можно привести следующие данные: орфографическая система использует 26 букв, 146 графем (буквосочетаний), ...
Психологические особенности усвоения младшими школьниками русского языка
Обучение языку в школе - это управляемый процесс, и у учителя есть огромные возможности значительно ускорить речевое развитие учащихся за счет специальной организации учебной деятельности. Поскольку речь — это деятельность, то и учить речи нужно как деятельности. Одно из существенных отличий учебно ...
Воспитание и самовоспитание
Прогрессивные педагоги понимали воспитание как «общественный институт, призванный с нежного возраста готовить людей с помощью наставлений и примера, убеждением и принуждением к практической деятельности и к неуклонному применению в жизни усвоенных правил»(Г. Сент-Джон). Воспитание как говорилось вы ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.