«Весь наш курс из шести модулей является морально-экуменическим. Это означает, что нравственные ценности, которые доносятся им до ребенка, одинаковы: почитание старших, забота о слабых или о младших, бережное отношение к природе, любовь к отечеству и т.п. Это общие семейные ценности.
Опыт показывает, что донести эти ценности до ума и сердца всех детей одним языком и одним путем невозможно. Этико-религиозные традиции различны, а светская этика не всех убеждает творить добро по причине нехватки у нее аргументов: «Дети, надо творить добро! - А почему надо? – Потому что надо!».Что ж, раз аргументы светской этики не для всех убедительны, пусть к детям обратятся разные культуры с разным подбором образов и аргументов.»
А вот как он же объясняет возможные критерии, по которым родители могут выбрать для своего ребенка тот или другой модуль:
«В нашем эксперименте дети расходятся по разным классам по критерию интереса к изучению той или иной религиозной культуре. А интерес к изучению – совсем не то же, что религиозная самоидентификация.
Родители будут делать свой выбор по своеобразным критериям.
Мне известно немало мусульман, которые отдадут своих детей на курсы основ православной культуры, особенно в тех регионах, где мусульман мало.
А в Новосибирском Академгородке, где немало еврейской интеллигенции, ни одна семья не избрала основы иудейской культуры. И это понятно: те, кто воспринимал Россию как тюрьму народов, давно уже за рубежом. Многие из уехавших вернулись назад. Знаете, именно в фольклоре российских евреев есть термин - «Деревня Израиловка». Это они об Израиле. Им там скучно, им там тесно, они все равно усвоили русский масштаб. Они не хотят в гетто. И поэтому не отдают своих детей на курсы основ иудейской культуры.
Православные родители могут не отдать своих детей на уроки основ православной культуры по многим причинам.
Кого-то испугает имя автора учебника: «это же тот Кураев, который защищает колдуна Гарри Поттера!».
А у кого-то будет аллергия на Марию Ивановну. Это же обычная учительница, хорошо рассмотренная за четыре года. И мама с папой скажут: «Мы знаем Марию Ивановну. Она замечательный математик, считать она умеет. Конвертики ей наш Ванечка носит каждую четверть. Но поэтому про православие пусть наш ребенок узнает не от нее. Пусть она ему лучше про светскую этику рассказывает».
А для кого-то этот курс будет восприниматься как профанация Православия.
Забавная диалектика… Для либеральной прессы наш курс – это клерикализация школы, а для некоторых церковных людей он же оказывается профанацией Православия. И в самом деле – как еще назвать разговор нецерковных педагогов с нецерковными детьми о православных святынях?
Поэтому не будет конфессионально чистых групп. А, значит, и на уроке у группы, изучающей основы православной культуры, нужно говорить очень аккуратно. Это же относиться и к курсу светской этики, где будут дети из религиозных семей. И группа ОПК и группа светской этики будут микросоциальными моделями: в них будут все.»
Для преподавания в школе выбраны православие - одно из направлений христианства, а также ислам, буддизм, и иудаизм. Почему отдается предпочтение лишь некоторым мировым религиям и направлениям христианства? Этот выбор объясняется тем, что данные религии внесли наиболее значительный вклад в культуру и историю России, а также в европейскую культуру. Без знания христианства многое будет непонятно в истории и жизни Европы и России. При этом, опять же, из различных номинаций христианства выбрано именно православие, поскольку сейчас в РФ нет этноса, история которого была бы неразрывно переплетена с католицизмом или протестантизмом. В состав СССР входила Литва, Западная Украина и Западная Белоруссия, где эта религия является традиционной, но сейчас эти некогда советские регионы развиваются самостоятельно. Кроме того, у православного, католического и протестантского вероучений гораздо больше общего, чем различного. Католики полностью согласны с православным вероучением, добавляя к нему некоторые догматы, а протестанты, наоборот, с несколькими православными догматами несогласны – но это те частности, которые родители вполне могут сами добавить к общему курсу.
Оценки по предмету ставиться будут, но в документах не будет указываться та конфессия, чьи уроки ребенок избрал. Будет просто графа «Духовно-нравственное воспитание».
Подготовкой учителей, согласившихся принять участие в эксперименте, занимается Министерство образования, причем каждого педагога готовят к работе по всем шести модулям. Однако учитель, разумеется, имеет право отказаться вести те модули, которые ему по каким-то причинам вести не хочется. В школе у такого учителя будет только два урока в неделю, и поэтому особенных проблем с введением предмета возникнуть не должно. Если это узко специализированный педагог, то он может работать одновременно в десяти школах. Если же это переподготовленный предметник (например, историк или литератор), то он и так уже есть в штате школы.
Формирование коммуникативных навыков на начальном этапе обучения
Формирование навыков общения на иностранном языке начинается с понимания. Затем происходит усвоение нужной лексики и умение использовать ее в нужной речевой ситуации. Формирование навыков диалогической речи труднее, чем монологической. Поэтому важно правильно сформировать умение вести диалог. По те ...
Психологические основы обучения иностранному языку в младшем школьном
возрасте
Эксперименты последних лет подтвердили, что занятия иностранным языком развивают детей, прежде всего, их логическое мышление, поднимают их образовательный и культурный уровень, наблюдается положительное влияние изучения иностранного языка и на знание родного. Длительность сенситивного, т.е. наиболе ...
Методы и формы социально-педагогической работы с безнадзорными и
беспризорными детьми
Начало работы должно быть построено на сборе всей доступной информации о детях данной категории. Любая существующая информация будет неоценимой. Может потребоваться информация не только о детях, но и о работающих с ними Анализ этой информации был очень полезным в начале работы. Следующий этап- непо ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.