Педагогика и образование » Логопедическая работа по коррекции фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников со стертой формой дизартрии » Вопросы коррекции фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников со стертой формой дизартрии

Вопросы коррекции фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников со стертой формой дизартрии

Страница 4

При изучении характера протекания родов отметить:

нормальные, стремительные, затяжные (обезвоженные);

слабость родовой деятельности матери;

применение средств родовспоможения (стимуляция): механическая, химическая, электростимуляция; наложение щипцов; кесарево сечение;

наличие асфиксии (синей, белой);

травмы во время родов (переломы, черепно-мозговые травмы. кровоизлияния, родовая опухоль у ребенка);

резус-фактор (совместимость, отрицательный);

вес и рост ребенка при рождении.

При изучении раннего постнатального развития отметить:

характер грудного вскармливания (активное сосание, отказ от груди, трудность удержания соска, засыпание во время кормления, быстро наступающая утомляемость, частые поперхивания, обильные срыгивания, до какого времени осуществлялось грудное вскармливание, последующее вскармливание (смешанное, искусственное);

характер "жизненного ритма" ребенка (без особенностей, чрезмерное двигательное беспокойство, постоянный и ничем не объяснимый плач, стойкое нарушение сна);

раннее психомоторное развитие (с какого времени ребенок удерживает голову, сидит, стоит, ходит; время появления первых зубов и их количество к году).

При изучении характера речевого развития отметить время появления и характер изменения лепета, первых слов, фразовой речи; речевая среда.

Логопедические обследования.

1. Исследование слухового внимания и восприятия проводится в процессе узнавания и различения звучания музыкальных инструментов, звучащих игрушек, при определении направления источника звука.

2. Исследование состояния восприятия речи проводится в процессе беседы и выполнения специальных заданий (содержащих несколько последовательно данных инструкций, например: "Подойди к шкафу, возьми с нижней полки красный кубик, положи его на стол рядом с карандашами").

3. Исследование зрительного восприятия, пространственного праксиса может проводиться при выполнении следующих заданий:

называние и дифференциация основных цветов и их оттенков;

соотношение картинки с цветовым фоном;

показ правой, левой руки;

показ предметов впереди, позади, вверху, внизу;

складывание разрезных картинок из 2, 4, 6 частей;

складывание фигурки из палочек (по образцу, по памяти).

4. Исследование состояния артикуляционной моторики проводится при выполнении следующих движений:

а) для нижней челюсти: открыть рот; закрыть рот; попеременно открыть - закрыть рот; подвигать нижней челюстью из стороны в сторону;

б) для губ: "улыбка" с оскалом резцов; попеременно "улыбка" - "хоботок";

в) для языка: высунуть язык, удержать по средней линии; сделать язык широким ("лопаткой"), узким ("иголочкой"), попеременно широким-узким; поднять кончик языка за верхние резцы, опустить за нижние резцы; узким кончиком языка коснуться правого, затем левого углов рта;

г) для мягкого нёба: покашлять с открытым ртом (язык на нижней губе); произнести звука с широко открытым ртом.

Исследование работы мышц лицевой мускулатуры производится при выполнении различных мимических движений: надувание щек, поднимание бровей, нахмуривание бровей, поочередное зажмуривание глаз, наморщивание носа, поднимание верхней губы.

В выводах указывается: наличие или отсутствие движения; объем движений (полный, неполный); точность выполнения (точно, неточно); активность (нормальная, заторможенность, расторможенность); мышечный тонус (нормальный, повышенный, пониженный); темп выполнения (нормальный, быстрый, медленный); замена одного движения другими; наличие синкинезий, двигательность удержания органов в заданном положении; способность к переключению одного движения на другое; тремор кончика языка при повторных движениях и удержании позы; увеличение гиперкинезов или замедление темпа движений при повторных движениях, отклонение кончика языка при высовывании; слюнотечение; отклонение маленького язычка в сторону; тип смыкания мягкого нёба с задней стенкой глотки (активный, рефлекторный, пассивный, функциональный); сглаженность носогубных складок; замедленность движений глазных яблок, односторонний птоз.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Еще по теме:

Основные методы и приемы формирования культуры поведения у детей дошкольного и младше школьного возраста
Главным направлением в воспитательной деятельности педагога на ступени старшего дошкольного возраста, является организация жизни и деятельности ребенка, соответствующая опыту содержательного общения, формированию доброжелательного отношения к сверстникам и окружающим. Эффективным методом уточнения ...

Сущность поликультурного воспитания. Принципы, функции, способы
Поликультурная педагогика сравнительно молодая отрасль научного знания. Феномен поликультурности стал предметом особых исследований в мировой педагогике с 60-х гг. XX в. Зарубежной педагогической наукой накоплен солидный научный фонд по поликультурализму. Российские ученые к разработке поликультурн ...

Методика восстановления речи при семантической афазии по М. К. Бурлаковой
М. К. Бурлакова отмечает, что для семантической афазии характерно как нарушение произвольного нахождения названий предметов, бедность словаря и синтаксических средств выражения мысли, так и трудности в понимании сложных логико-грамматических конструкций. Эти больные достаточно активны в процессе пр ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0135